logo
Книги Зеленцова / Спецгл

3.1.2. Многообразие технологических процессов в авторемонтном производстве

Авторемонтное производство по технологической структуре значительно сложнее автомобилестроения. В автомобилестроении существует единая технология как при производстве отдельных деталей, так и на сборочных работах. В авторемонтном производстве этого нет [2, 8].

Сборка автомобилей и агрегатов при капитальном ремонте обезличенным методом осуществляется из деталей и узлов:

  1. годных, бывших в употреблении, но по техническим условиям пригодных к дальнейшему использованию;

  2. отремонтированных разными методами;

  3. изготовленных на авторемонтном предприятии;

  4. покупных, поступающих от заводов-поставщиков.

Разнообразие ремонтных размеров по ряду ответственных деталей усложняет технологию сборки автомобилей и агрегатов. Рассмотрим для примера такую деталь, как поворотная цапфа переднего моста автомобиля. В ремонте эта деталь восстанавливается разными методами: посадочные места под подшипни­ки – хромированием, металлизацией и накаткой; резьбовой конец – сваркой; проушины поворотной цапфы – пластической деформацией; в некоторых случаях изношенную ось поворотной цапфы отрезают и заменяют ремонтной деталью. Во всех случаях, после наращивания поверхностей либо уменьшения размера отверстий, процесс механической и термической обработки сходен с технологией изготовления новых деталей.

Как видно из приведенного примера, при восстановлении одной детали может иметь место сочетание нескольких видов совершенно разнородных работ (пластическая деформация, гальваническое покрытие, сварка (наплавка), механическая и термическая обработка), которые при маршрутной технологии объединяются в технологический маршрут. Сборочные работы также значительно усложняются тем, что наряду с необходимостью применения селективного метода подбора деталей авторемонтные предприятия вынуждены осуществлять комплектовку их по ремонтным размерам.

Ведомственная разобщенность автомобильного транспорта, а также выделение весьма ограниченных средств на строительство авторемонтных предприятий привели к тому, что в отличие от предприятий автомобилестроения авторемонтное производство сформировалось в виде мелких предприятий, практически не кооперирующихся между собой. В большинстве эти предприятия являются универсальными, работающими по замкнутой технологии, при которой весь капитальный ремонт, включая разборочно-сборочные работы, восстановление деталей разнообразными методами, а также изготовление их, начиная от литья и кончая самыми точными и сложными методами механической обработки, осуществляется в рамках одного предприятия.