logo
Книги Зеленцова / Спецгл

3.4.3. Испытания и обкатка коробок перемены передач дизельных силовых агрегатов типа ямз, КамАз

Коробки передач испытывают на стендах, обеспечивающих частоту вращения ведущего вала 2100…3000 об/мин. По монтажным размерам стенд имитирует соединение коробки передач с двигателем и оборудован сцеплением. При обкатке на стендах проверяют: включаемость всех передач, соответствие эталону по шуму, течь масла в соединениях, нагрев коробки (не выше 85°С), «ведение» вторичного вала (допускаемое максимум 15 Нм). Для каждого типа коробки разработан свой режим испытания. В среднем он составляет 1…2 мин работы на каждой передаче, общее время – от 11,5 до 15 мин. Обкатку производят на масле ДП-11, заливаемом в зависимости от модели коробки в количестве 4,0…5,5 л. Масло поступает подогретым из централизованной системы с температурой 65°С; управление дозатора подачи масла осуществляется непосредственно с рабочего места испытателя. Мелкие дефекты в коробках устраняет испытатель. Дефектные коробки отправляются на переборку для выявления причины дефекта и замены бракованной детали. Для проверки качества сборки и состояния приработки деталей введена контрольная переборка коробок передач всех модификаций один раз в неделю после обкатки на стендах. Проверяются моменты затяжки всех соединений, приработка зубчатых колес, синхронизаторов, вилок переключения передач, шероховатость поверхностей скольжения [7].

С целью повышения качества обкатки разработан стенд для испытания коробок передач под нагрузкой с нагружением электромагнитным тормозом. Режим испытания: 1) без нагрузки при частоте вращения первичного вала 1000 об/мин, время обкатки 1  мин, работа на нейтрали; 2) без нагрузки при частоте вращения вала 2100 об/мин, работа на нейтрали 1 мин, затем последовательное включение передач с первой по пятую и обратно, включая задний ход; общее время испытания 5 мин; 3) под нагрузкой при частоте вращения 2100 об/мин, тормозной момент на вторичном валу – не менее 50 Нм; последовательное переключение передачи с первой по пятую, включая задний ход, с работой на каждой передаче не менее 2 мин, общее время обкатки под нагрузкой 12 мин.

Все изменения технологических процессов изготовления деталей, различные технологические мероприятия, прямо или косвенно влияющие на условия прирабатываемости, перед внедрением их в производство подвергаются всесторонней проверке на достаточно большой партии двигателей.