logo
Книги Зеленцова / Спецгл

3.1.1. Специализация и кооперирование в авторемонтном производстве

В практике отечественного машиностроения выделяются три основных вида специализации:

Определение предметной специализации, как специализации на предприятии по изготовлению изделий в готовом виде, не отражает полностью ее существа. Предметно специализированным предприятием следует считать предприятие, имеющее в своем составе весь основной комплекс производства выпускаемого изделия, за исключением некоторых приобретаемых изделий и узлов, обладающих явно выраженной спецификацией производства (для машиностроения – резинотехнические, асбестовые, карболитовые изделия, электрооборудование, подшипники и др.).

В данном случае происходит разделение труда, при котором каждое предприятие специализируется на изготовлении какого-то агрегата или группы агрегатов и на выделении определенной стадии (сборки) в самостоятельное производство. Предприятия, изготавливающие двигатели, передние и задние мосты и другие агрегаты автомобилей, являются подетально специализирован­ными. Завод, производящий сборку готового изделия на поступающих по кооперации агрегатах, выполняет стадию производства и, следовательно, должен быть отнесен к типу технологически специализированных [4, 5].

При определении типа специализации производства следует руководствоваться не тем, в каком виде выпускает предприятие готовую продукцию, а принципом организации производства. В частности, если предприятие, выпуская изделие в готовом виде, производит большинство необходимых работ собственными силами, независимо от их однородности, такие предприятия следует отнести к категории предметно-специализированных. Если же происходит специализация производства по признаку однородности выпускаемых изделий (деталей, узлов, агрегатов), имеет место подетальная специализация.

В случае же однородности технологических процессов или выделения стадии производства имеет место технологическая или стадийная специализация. Так, Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева выпускает в готовом виде автомобили. При этом на заводе имеется свое литейное, кузнечное, металлообрабатывающее производство, самостоятельные механосборочные цехи. Такое предприятие следует отнести к предметно-специализированному, так как здесь происходит изготовление конечного продукта от литейного производства до сборки готовых изделий – автомобилей. Уровень специализации предприятия определяется удельным весом основного вида выпускаемой продукции во всем объеме производства. В частности, на заводе им. И.А. Лихачева основным изделием является базовая модель автомобиля ЗИЛ-130.

Примером подетальной специализации может служить Заволжский моторный завод, который уже в настоящее время изготовляет двигатели автомобилей ГАЗ, поставляя их по кооперации Горьковскому автомобильному заводу.

В данном случае завод специализируется уже по признаку выпускаемой продукции, т.е. конечным продуктом его будет являться двигатель, хотя и для разных моделей автомобилей.

В отличие от завода им. И.А. Лихачева на специализированном моторном заводе основным изделием уже является не базовая модель, а конструктивно подобный агрегат для различных моделей автомобилей. Наиболее ярким примером технологической специализации являются литейные и кузнечные пред­приятия. Сборочные предприятия также следует относить к технологически специализированным, так как здесь имеет место выделение стадии производства. В этом случае уровень специализации определяется по технологической (стадийной) подобности выполняемого вида работ.

Вполне закономерно стремление подетально и технологически специализированных предприятий к производству изделий одной модели. Лучшим типом предприятий с точки зрения организации производства является подетально и технологически специализированное на одной базовой модели или одном виде изделий.

Специализация производства немыслима без кооперирования. Только совместными усилиями предприятий, изготавливающих часть продукта (деталь, агрегат), и головным предприятием, собирающим их в готовые изделия, можно изготовить изделие в том виде, в каком оно требуется для общества. Коопе­рирование требует от предприятий-смежников высокой организационной и технологической дисциплины.

В соответствии с существующими видами специализации различают три вида кооперирования: агрегатное, подетальное и технологическое.

Агрегатное кооперирование предусматривает поставку головному предприятию готовых агрегатов к выпускаемому изделию, подетальное – узлов и деталей (поршни, вкладыши и т.д.), технологическое – заготовок или выпол­нение отдельных операций процесса (литье, поковки, гальванические покры- тия и т.д.).

В промышленности широко практикуется кооперирование предприятий различных ведомств и различных отраслей. Так, машиностроительные заводы полностью обеспечиваются резинотехническими изделиями с предприятий химической промышленности, узлами и агрегатами электрооборудования с предприятий электротехнической промышленности и т.д.

За последние годы все большее распространение находит кооперирование, в основе которого лежит территориально-рациональное использование свободных мощностей близко расположенных предприятий. Высокую экономическую эффективность приобретает создание специализированных предприятий по определенным видам работ, способных удовлетворить нужды всего обслуживаемого района. Примером таких предприятий могут служить специализированные заводы по литью (Центролит), по кузнечной обработке (Центрокуз), по изготовлению нормалей и т.д.

Прежде чем перейти к определению форм специализации авторемонтного производства, рассмотрим некоторые его особенности. К ним относятся: