3.4.6. Особенности испытаний новых и восстановленных задних мостов грузовых автомобилей типа газ-3307 и «Валдай»
Срок службы задних мостов грузовых автомобилей определяет долговечность главной передачи, которая является наиболее нагруженной трансмиссии автомобиля. По этой причине значительного увеличения долговечности мостов можно добиться за счёт полного использования ресурса главной передачи.
Теоретические основы диагностирования можно свести к следующему. Трансмиссия представляет собой сложную колебательную систему с несколькими источниками возбуждения, состоящую из ряда сосредоточенных масс, связанных валами с различными характеристиками упругости. Она обладает значительными диссипативными силами, определяемыми моментами внешнего и внутреннего трения. Свободные колебания высших форм (трех- и четырёхузловые), свойственные автомобильным трансмиссиям, обычно наиболее сильно проявляются на валах, относительно близко расположенных к маховику двигателя. В этом случае на них могут возникать резонансы крутильных колебаний, побуждаемые гармониками крутящего момента двигателя.
Для определения реального процесса изменения высокочастотной составляющей крутящего момента в УКЭР Горьковского автозавода проводилось исследование применительно к автомобилю ГАЗ-53А. Момент измеряли на промежуточном карданном валу с помощью проволочных тензодатчиков, которые взаимодействовали с бесконтактными токосъёмниками, при полной загрузке автомобиля. В этом случае при четырёхузловой форме колебаний возникает максимальная величина угловых амплитуд собственных колебаний. Одновременно с крутящим моментом на осциллограмме фиксировали время через 0,01 с и частоту вращения карданного вала.
В дальнейшем для исключения влияния климатических условий на измеряющую аппаратуру и получения более стабильных результатов исследования проводили на роликах стенда для определения мощности, при этом величина среднего крутящего момента на карданном валу сохранялась неизменной.
Величины колебаний крутящего момента находили в зависимости от скорости движения автомобиля. Наиболее характерная зависимость получена для четвёртой передачи (рис. 21). Как видно из графика, максимальные размахи крутящего момента (двойная амплитуда) возникли при скоростях движения 38…40 и 75…80 км/ч (частота колебаний 150 и 300 Гц соответственно). В этом случае максимальная величина размахов составила более 100% относительно среднего крутящего момента, т.е. возникло явление резонанса. Расчётные частоты собственных колебаний трансмиссии для четырёхузловой формы при скорости 38…40 км/ч, определённые приближённым способом, составляют 147,5 Гц.
Рис. 21. Колебания крутящего момента на карданном валу в зависимости от скорости при движении автомобиля на четвертой передаче (дискретные значения):
1 – максимальная величина; 2 – минимальная величина
Основными эксплуатационными показателями, характеризующими качество главной передачи, являются:
боковой зазор в зацеплении зубьев главной передачи;
длина и расположение пятна контакта на зубьях;
величина поверхностного повреждения боковых поверхностей зубьев.
Далее приводятся результаты исследований влияния указанных эксплуатационных показателей при движении автомобиля с резонансной скоростью 38…40 км/ч на четвёртой передаче.
Изменение с помощью гаек подшипников дифференциала бокового зазора в главной передаче с 0,15…0,30 до 0,30…0,45 и 0,45…0,60 мм при неизменном пятне контакта не привело к существенному изменению размаха крутильных колебаний.
Для определения влияния пятна контакта были взяты в производстве принятые ОТК мосты, которые условно классифицировали как мосты с удовлетворительным и хорошим контактами зубьев. При удовлетворительном контакте длина пятна, измеренная на переднем ходу зубьев ведомого колеса, составляла 20 мм и выходила на торец зубьев со стороны малого модуля, а ширина пятна со стороны торца на длине 10 мм составляла 8 мм, а затем уменьшалась до 4 мм (так называемый «пистолетный» контакт); передача с таким контактом издавала повышенный шум при работе. При хорошем контакте пятно имело овальную форму и составляло по длине 30 и ширине 8 мм; эта передача работала тихо. Исследование показало, что разница в колебаниях крутящего момента существенна и составляет 40…50% [16].
- Содержание
- 1. Пояснительная записка
- 2. Рабочая программа дисциплины
- Тема 1. Виды специализации предприятий в авторемонтном производстве.
- Тема 2. Эффективность ремонта автомобилей.
- Тема 3. Модернизация автомобилей, их систем и агрегатов при ремонте: увеличение ресурса и улучшение характеристик по сравнению с базовыми моделями.
- Тема 4. Совершенствование методов обкатки и испытаний силовых агрегатов автомобилей как суперфинишного процесса обработки и отделки рабочих поверхностей деталей.
- Тематический план дисциплины
- 3. Опорный конспект лекций
- 3.1. Виды специализации предприятий в авторемонтном производстве
- 3.1.1. Специализация и кооперирование в авторемонтном производстве
- 3.1.2. Многообразие технологических процессов в авторемонтном производстве
- 3.1.3. Влияние транспортных расходов и цены материалов на стоимость авторемонтного производства
- Изменение коэффициента, учитывающего изменение себестоимости в зависимости от мощности авторемонтного предприятия
- 3.2. Эффективность ремонта автомобилей
- 3.2.1. Оценка экономической эффективности технологии ремонта автомобилей
- 3.2.2. Оценка прогрессивности технологии и используемого оборудования
- 3.2.3. Сроки действия технологии ремонта деталей
- 3.2.4. Технологические методы повышения производительности оборудования в авторемонтном производстве
- 3.2.5. Оптимизация показателей качества ремонта автомобилей
- 3.3. Модернизация автомобилей, их систем и агрегатов при ремонте: увеличение ресурса и улучшение характеристик по сравнению с базовыми моделями
- 3.3.1. Эксплуатационные свойства автомобилей
- Уменьшение доли свободного конвективного теплообмена в моторных отсеках отремонтированных легковых автомобилей и автобусов при «переднем» расположении двигателей
- Совершенствование систем прогрева двигателей Раба-ман при ремонте автобусов «Икарус‑260», «Икарус‑280»
- Температуры прогрева двигателей ман (с)
- К вопросу оценки отношения хода поршня s к диаметру цилиндра d для автомобильных двигателей с воспламенением от сжатия при восстановлении автомобиля с заменой силового агрегата
- Данные о теплоотводе от рабочего тела с учетом диаметра цилиндра d
- 3.3.4. Модернизация систем смазки при ремонте двигателей змз-402, змз-511 и других
- Содержание воздуха и газов в масле
- 3.3.5. Выбор материала для блоков цилиндров автомобильных двс при ремонте автомобилей с заменой двигателей
- 3.3.6. Совершенствование газовоздушных трактов автомобильных двигателей при ремонте автомобилей Газотурбинный наддув
- Инерционный наддув
- 1 И 2 кривые, характеризующие соответственно первую и вторую выпускные системы
- 3.3.7. Совершенствование систем охлаждения двигателей при ремонте автомобилей Расчет теплорассеивающей поверхности радиатора
- Совершенствование при ремонте работы воздухозаборников систем питания двигателей отремонтированных транспортных машин в условиях снегопада
- Аэродинамические характеристики «ветровой тени» кабин
- Объемное содержание снега (Уснега) в 1 м3 воздушного потока на высоте от уровня дороги (h) в метрах
- Оптимизация температурного состояния деталей отремонтированных силовых агрегатов автомобилей
- Влияние формы камеры сгорания поршневого автомобильного двигателя на параметры процесса сжатия в отремонтированных двигателях автомобилей
- Оптимизация параметров и условий работы систем смазки при регулировке двигателей змз, газ, ваз после их ремонта
- 3.4. Совершенствование методов обкатки и испытаний силовых агрегатов автомобилей как суперфинишного процесса обработки и отделки рабочих поверхностей деталей
- 3.4.1. Совершенствование режимов обкатки и испытаний дизельных двигателей типа ямз и КамАз
- Действовавший ранее и новый режимы приработки двигателей ямз-236 и ямз-238
- Режимы приработки двигателей при работе на дизельном топливе и с присадкой 2% алп-2 к топливу
- 3.4.2. Испытание и обкатка агрегатов турбонаддува дизельных автомобильных двигателей большого литража
- Режим испытания турбокомпрессора
- 3.4.3. Испытания и обкатка коробок перемены передач дизельных силовых агрегатов типа ямз, КамАз
- 3.4.4. Испытания синхронизаторов коробок перемены передач отремонтированных силовых агрегатов дизельных двигателей большого литража
- 3.4.5. Основы принудительной технологии восстановления силовых агрегатов с двигателями типа ямз и КамАз
- 3.4.6. Особенности испытаний новых и восстановленных задних мостов грузовых автомобилей типа газ-3307 и «Валдай»
- 4. Контроль знаний
- Список рекомендуемой литературы