3.2.2. Оценка прогрессивности технологии и используемого оборудования
Чтобы обеспечить высокие темпы развития ремонтного производства, необходимо не только своевременно заменять морально устаревшее оборудование, но и периодически обновлять технологию, организацию производства. Внедрение новой технологии, как правило, связано с заменой оборудования и реконструкцией соответствующих производственных участков, что требует дополнительных капитальных вложений.
Замена морально устаревшей технологии на прогрессивную при определенных условиях будет обеспечивать дополнительный прирост производительности общественного труда. В связи с этим возникает необходимость постоянной оценки прогрессивности как действующей технологии и используемого оборудования, так и вновь проектируемых. Под прогрессивностью технологии, техники понимается степень удовлетворения потребностей общества продукцией, которая производится при минимальных затратах общественного труда, при максимальном снижении тяжести труда человека и при исключении вредного воздействия на окружающую среду. В качестве критерия при оценке прогрессивности технологии (техники) рекомендуется установление соответствия фактических темпов роста производительности общественного труда, которые могут быть обеспечены в действительности, плановым. Темпы роста производительности труда характеризуют количественное изменение прироста производительности труда в единицу времени за срок действия технологии или срок службы оборудования.
Технология будет считаться прогрессивной только в том случае, если фактические темпы роста производительности труда будут выше или равны плановым. Используя основные положения теории производительности машин и труда, можно сделать следующие определения и ввести показатели, необходимые для количественной оценки прогрессивности технологии и оборудования.
В производственном процессе ремонта автомобилей участвует затраченный труд в виде средств и предметов труда, потребляемых материалов и энергии и живой труд – рабочая сила. Поэтому при анализе эффективности технологических процессов ремонта автомобилей необходимо учитывать суммарные затраты труда, т.е. весь затраченный общественный труд.
Повышение производительности общественного труда при внедрении новой технологии достигается в результате использования прогрессивных методов обработки и оборудования, требующих меньших суммарных затрат труда по сравнению с действующим технологическим процессом. При этом, как правило, увеличиваются затраты прошлого труда, но в большей степени сокращаются затраты живого труда, что снижает суммарное количество труда на ремонт одного изделия.
Под производительностью труда понимается отношение произведенной продукции в штуках или рублях к затратам труда в человеко-часах, которые были осуществлены в процессе ее производства. Количественно производительность труда характеризуется следующим показателем:
, (10)
где Qi – годовой объем ремонтируемых изделий в i-м году; t – срок действия технологии или срок службы оборудования; Ti – суммарные трудовые затраты в i-м году.
В производственном процессе ремонта автомобилей затраты прошлого труда учитываются в виде переноса стоимости оборудования, зданий, материалов, энергии на себестоимость произведенной продукции. В связи с этим единовременные трудовые затраты на оборудование, здания реализуются постепенно в течение срока их службы или действия технологии. Поэтому производительность труда должна определяться с учетом фактора времени. При практических расчетах удобнее расценивать производительность общественного труда показателями в денежной форме. Стоимость оборудования, материалов, а также величина текущих затрат на ремонт изделия пропорциональны трудовым затратам, поэтому можно с некоторым приближением при сравнительной оценке производительности труда различных вариантов технологических процессов пользоваться показателями капитальных вложений и текущих затрат без амортизационных отчислений.
После подстановки соответствующих величин в равенство (10) получим следующую расчетную формулу для определения показателя производительности труда j-го варианта технологического процесса в t-м периоде его использования:
, (11)
где –текущие затраты на ремонт изделий в i-м году по j-му варианту технологического процесса без амортизационных отчислений; Кj – капитальные вложения при реализации j-го варианта технологического процесса.
Для оценки роста производительности труда реализованной технологии ремонта деталей за время t, а также для сравнения по производительности труда двух и более вариантов технологических процессов применяют коэффициент роста производительности общественного труда, который представляет собой отношение показателя производительности труда j-го варианта технологического процесса в t-м периоде к соответствующему показателю базисного периода или базисному варианту того же периода, т.е.
(12)
или при сравнении двух вариантов
, (13)
где t0 – год, принятый за базисный период.
Обычно базисным периодом считается достигнутый уровень производительности общественного труда или уровень производительности труда, обеспечиваемый действующей технологией, который и принимается за начало отсчета.
Если считать, что годовой выпуск ремонтируемых изделий при реализации данной технологии не изменяется в течение t времени, а также принимая в качестве текущих затрат среднее их значение за срок действия этой технологии, то формулы для расчета коэффициента роста производительности труда будут:
(14)
и
, (15)
где ηп – коэффициент, при помощи которого базисный вариант технологического процесса приводится по производительности к j-му варианту и равен Qj /Q0.
Числитель формулы (15) содержит скорректированные на производительность j-го варианта технологического процесса затраты за t лет действия базисного варианта. Если предварительно проводить корректировку единовременных и текущих затрат по всем сравниваемым вариантам, что означает приводить их к одинаковой годовой производительности, одинаковому периоду затрат и одинаковому качеству ремонта изделий, то расчетная формула для определения роста производительности труда j-го варианта технологического процесса по сравнению с базисным будет
, (16)
где – скорректированные текущие затраты базисного и j-го вариантов технологических процессов; К1, Кj – скорректированные капитальные вложения, необходимые для реализации базисного и j-го вариантов технологических процессов.
На рис. 1 показан рост производительности общественного труда в зависимости от срока действия технологических процессов. Из рис. 1 следует, что уровень и темпы роста производительности труда изменяются со временем. В начальный период действия технологии уровень производительности общественного труда низкий, но темпы ее роста высокие. В дальнейшем по мере роста производительности темпы снижаются, и наступает период, когда практически никакого роста производительности общественного труда не наблюдается, т.е. наступает моральный износ используемого оборудования и принципов организации действующей технологии. Из рис. 1 видно, что неэффективно использовать технологию как в течение малого срока, так и в течение очень длительного периода.
Рис. 1. Изменение коэффициента роста производительности труда в зависимости от срока действия технологии для сравниваемых вариантов
В зависимости от срока действия различные варианты технологических процессов имеют различный уровень производительности общественного труда (рис. 1). В связи с этим анализ производительности труда по вариантам следует выполнять на протяжении всего срока их действия. Новый технологический процесс (так же, как и новое оборудование) должен обеспечивать дальнейшее повышение производительности общественного труда по сравнению с достигнутым уровнем. Поэтому при оценке темпов роста производительности труда целесообразно учитывать только приращение производительности труда, а не абсолютное ее значение, достигаемое за срок действия технологического процесса. На рис. 2 показано приращение ηtх роста производительности труда за срок действия технологии t. Согласно рис. 2, темпы роста производительности труда за срок действия технологии
, (17)
где ηtх – приращение роста производительности общественного труда, обеспечиваемое технологией за срок tх ее действия.
Рис. 2. Определение приращения производительности труда за срок действия технологии tx
Плановый рост производительности труда обычно относится к какому-то определенному периоду с одинаковой количественной разбивкой по годам. В связи с этим плановый рост производительности труда на заданном временном отрезке будет характеризоваться линейным законом изменения с началом отсчета в точке достигнутого уровня производительности труда. На рис. 3 прямая линия, проведенная из точки с координатами (0; 1,0) и проходящая через точки А и В, определяет изменение планового уровня производительности труда в зависимости от времени t. Темпы планового роста производительности груда определяются тангенсом угла наклона прямой к оси абсцисс. Уравнение прямой, проведенной из точки с координатами (0; 1,0), с угловым коэффициентом, равным плановым темпам роста производительности труда, имеет вид ηп = 1+ vпt, откуда .
Рис. 3. Определение срока прогрессивности технологии
Условие прогрессивности действующей технологии, согласно ранее сделанному определению, можно записать в следующем виде:
или . (18)
Таким образом, технологический процесс будет прогрессивным, если при его реализации обеспечиваются более высокие или равные темпы роста производительности труда по сравнению с плановыми. Количественное соотношение устанавливают сравнением величины ежегодных плановых темпов роста с фактическими, численное значение которых равно тангенсу угла наклона прямой, которая соединяет достигнутый уровень производительности труда, т.е. точку с координатами (0; 1,0) с точкой на кривой роста производительности труда, соответствующей исследуемому периоду (tx, ηtx). Если условия (18) соблюдаются, то действующий технологический процесс в рассматриваемый период считается прогрессивным. Если неравенство (18) не выполняется, то процесс оказывается непрогрессивным, хотя может быть и эффективным. После подстановки в неравенство (18) вместо η его выражения из равенства (14) получим следующее соотношение:
. (19)
Темпы роста производительности общественного труда за срок tC действия технологического процесса будут максимальными, так как прямая, проведенная от достигнутого уровня производительности труда до точки С, является касательной к кривой η = f(t) и поэтому угол и тангенс этого угла будут наибольшими из всех возможных (см. рис. 3). В связи с этим целесообразно при оценке прогрессивности технологического процесса или оборудования сравнивать темпы производительности труда периода tC с плановыми.
Чтобы определить максимальные темпы роста производительности труда, необходимо найти тангенс угла наклона касательной в точке С к кривой η = f(t), для чего следует взять производную функции роста производительности труда по времени, а затем найти численное ее значение для точки С:
. (20)
Если выполняется условие , то технологический процесс является прогрессивным и следует продолжать его исследование.
В практических расчетах возникает необходимость не только оценивать прогрессивность технологического процесса или оборудования в какой-то момент его действия, но и определять период, в течение которого этот процесс может считаться прогрессивным.
Из рис. 3 следует, что данный вариант технологического процесса будет прогрессивным в течение времени от tА до tB, так как в этот период фактические темпы роста производительности труда оказываются более высокими, чем плановые. Моменты времени tА и tB можно определить, если воспользоваться соответствующими функциями, значения которых в точках пересечения равны, т.е. будет иметь место следующее равенство:
,
или после подстановки , произведя простые преобразования, получим
.
Корни данного квадратного уравнения и будут искомыми значениями для tА и tB:
(21)
и
. (22)
Период действия технологического процесса как прогрессивного и высокоэффективного равен следующей разности: tп = tB–tA. Подставляя вместо tB и tA их выражения из (21), (22), после преобразования получим
. (23)
Изложенная методика оценки прогрессивности технологических процессов ремонта обеспечивает обоснованное заключение о достигнутом уровне совершенства действующей или проектируемой технологии, а также позволяет управлять техническим прогрессом в области восстановительной технологии.
- Содержание
- 1. Пояснительная записка
- 2. Рабочая программа дисциплины
- Тема 1. Виды специализации предприятий в авторемонтном производстве.
- Тема 2. Эффективность ремонта автомобилей.
- Тема 3. Модернизация автомобилей, их систем и агрегатов при ремонте: увеличение ресурса и улучшение характеристик по сравнению с базовыми моделями.
- Тема 4. Совершенствование методов обкатки и испытаний силовых агрегатов автомобилей как суперфинишного процесса обработки и отделки рабочих поверхностей деталей.
- Тематический план дисциплины
- 3. Опорный конспект лекций
- 3.1. Виды специализации предприятий в авторемонтном производстве
- 3.1.1. Специализация и кооперирование в авторемонтном производстве
- 3.1.2. Многообразие технологических процессов в авторемонтном производстве
- 3.1.3. Влияние транспортных расходов и цены материалов на стоимость авторемонтного производства
- Изменение коэффициента, учитывающего изменение себестоимости в зависимости от мощности авторемонтного предприятия
- 3.2. Эффективность ремонта автомобилей
- 3.2.1. Оценка экономической эффективности технологии ремонта автомобилей
- 3.2.2. Оценка прогрессивности технологии и используемого оборудования
- 3.2.3. Сроки действия технологии ремонта деталей
- 3.2.4. Технологические методы повышения производительности оборудования в авторемонтном производстве
- 3.2.5. Оптимизация показателей качества ремонта автомобилей
- 3.3. Модернизация автомобилей, их систем и агрегатов при ремонте: увеличение ресурса и улучшение характеристик по сравнению с базовыми моделями
- 3.3.1. Эксплуатационные свойства автомобилей
- Уменьшение доли свободного конвективного теплообмена в моторных отсеках отремонтированных легковых автомобилей и автобусов при «переднем» расположении двигателей
- Совершенствование систем прогрева двигателей Раба-ман при ремонте автобусов «Икарус‑260», «Икарус‑280»
- Температуры прогрева двигателей ман (с)
- К вопросу оценки отношения хода поршня s к диаметру цилиндра d для автомобильных двигателей с воспламенением от сжатия при восстановлении автомобиля с заменой силового агрегата
- Данные о теплоотводе от рабочего тела с учетом диаметра цилиндра d
- 3.3.4. Модернизация систем смазки при ремонте двигателей змз-402, змз-511 и других
- Содержание воздуха и газов в масле
- 3.3.5. Выбор материала для блоков цилиндров автомобильных двс при ремонте автомобилей с заменой двигателей
- 3.3.6. Совершенствование газовоздушных трактов автомобильных двигателей при ремонте автомобилей Газотурбинный наддув
- Инерционный наддув
- 1 И 2 кривые, характеризующие соответственно первую и вторую выпускные системы
- 3.3.7. Совершенствование систем охлаждения двигателей при ремонте автомобилей Расчет теплорассеивающей поверхности радиатора
- Совершенствование при ремонте работы воздухозаборников систем питания двигателей отремонтированных транспортных машин в условиях снегопада
- Аэродинамические характеристики «ветровой тени» кабин
- Объемное содержание снега (Уснега) в 1 м3 воздушного потока на высоте от уровня дороги (h) в метрах
- Оптимизация температурного состояния деталей отремонтированных силовых агрегатов автомобилей
- Влияние формы камеры сгорания поршневого автомобильного двигателя на параметры процесса сжатия в отремонтированных двигателях автомобилей
- Оптимизация параметров и условий работы систем смазки при регулировке двигателей змз, газ, ваз после их ремонта
- 3.4. Совершенствование методов обкатки и испытаний силовых агрегатов автомобилей как суперфинишного процесса обработки и отделки рабочих поверхностей деталей
- 3.4.1. Совершенствование режимов обкатки и испытаний дизельных двигателей типа ямз и КамАз
- Действовавший ранее и новый режимы приработки двигателей ямз-236 и ямз-238
- Режимы приработки двигателей при работе на дизельном топливе и с присадкой 2% алп-2 к топливу
- 3.4.2. Испытание и обкатка агрегатов турбонаддува дизельных автомобильных двигателей большого литража
- Режим испытания турбокомпрессора
- 3.4.3. Испытания и обкатка коробок перемены передач дизельных силовых агрегатов типа ямз, КамАз
- 3.4.4. Испытания синхронизаторов коробок перемены передач отремонтированных силовых агрегатов дизельных двигателей большого литража
- 3.4.5. Основы принудительной технологии восстановления силовых агрегатов с двигателями типа ямз и КамАз
- 3.4.6. Особенности испытаний новых и восстановленных задних мостов грузовых автомобилей типа газ-3307 и «Валдай»
- 4. Контроль знаний
- Список рекомендуемой литературы