logo
логистика / Пособие Транспорт

1.1. Общая характеристика транспортной системы России

Транспорт (от лат. transporto перемешаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения — это подвижной состав (автомобили, прицепы, полуприцепы на автомобильном транспорте; локомотивы, вагоны на железнодорожном транспорте; суда, баржи на водных видах транспорта и т.п.).

Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный, речной пути и т.п.).

Технические устройства и сооружения — это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д.

В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (подвижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необходимо рассматривать транспорт как систему. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определенному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированный.

Существует транспорт общего, ведомственного и личного пользования. Общее пользование — это использование всех видов транспорта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта — населением. К ведомственному относят промышленный транспорт, обслуживающий конкретное предприятие и находящийся на балансе этого предприятия. В нынешних рыночных условиях после ликвидации производственных министерств понятия общего и не общего транспорта оказались не строго разграниченными. Личное пользование — это применение какого-либо транспортного средства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей).

Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями. Каждый вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования.

Разнообразие видов транспорта в нашей стране обусловлено ее большой территорией, множеством естественных водных путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, разнообразием ландшафтов и т.п.

В состав транспортной системы входит железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, или речной, морской, воздушный, трубопроводный, промышленный, городской, космический транспорт, транспорт энергии и информации.

Такие виды транспорта, как промышленный и городской, в свою очередь, также являются совокупностью различных видов транспорта, объединенных территориальным признаком. Каждый вид транспорта эффективен в определенной сфере использования.

Железнодорожный транспорт — наиболее развитой и технически оснащенный вид транспорта в нашей стране. На его долю приходится основная транспортная работа (в тонно-километрах). По железной дороге перевозят массовые недорогие грузы на средние и дальние расстояния, а также пассажиров — на средние расстояния и в пригородной зоне. В рыночных условиях из-за сравнительно невысоких скоростей железнодорожный транспорт стал терять свое значение в мире (кроме России), однако повышение технических скоростей до 240—320 км/ч в ряде стран Европы, Японии и др. и экологическая чистота электрифицированных железных дорог вернули к нему былое расположение. Многие страны мира сейчас интенсивно развивают железнодорожный транспорт с учетом новых научных достижений.

В России на сети железных дорог значительную долю составляют локомотивы устаревших серий с низкими энергетическими характеристиками, причём 50 % их имеют возраст свыше 30 лет. Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет более 50 %, а по воздушным судам – 70 %.

Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничной торговли, малого бизнеса, систем производственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при перевозке пассажиров и грузов. Автомобильный транспорт имеет самую широкую сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональном, междугородном и международном сообщении как самостоятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта.

Этот транспорт широко используется в качестве туристско-эк-скурсионного (как самостоятельный или при взаимодействии с другими видами транспорта).

Однако в неудовлетворительном состоянии находится парк транспортных средств и материально-техническое обеспечение автомобильного транспорта. Требует реконструкции половина автомобильных магистралей, треть мостов подлежит полной замене, значительная часть дорожной сети не имеет твёрдых покрытий.

Развитие современных технологий, например контейнерной, расширяет сферу применения (дальность) автомобильного транспорта. Эффективна и перевозка на значительные расстояния при международном сообщении, которая ускоряет доставку экспортно-импортных грузов. Для сравнения: в США возят грузы на дальние расстояния (несколько тысяч километров) — от западного до восточного побережья и обратно — большегрузными дизельными тягачами автомобильного транспорта с прицепами длиной 40 — 50 футов (12—15 м) с рефрижераторными установками. Эффективность достигается благодаря большим объемам перевозки и обратной загрузке.

За период действия Федеральной программы «Дороги России» с 1995 по 2000 г. протяженность автодорог возросла на 11 % при большой неравномерности в европейской и восточной частях страны. В России парк автотранспортных средств за пятилетний период вырос на 40 %. 14 % грузовых автомобилей имеют возраст до 5 лет, а свыше половины парка — более 10 лет. Технический уровень отечественных транспортных средств отстает от мирового на 10—15 лет по экономичности, экологичности и безопасности, что приводит к повышению общественных издержек на внутреннем рынке и значительным потерям на рынке международных перевозок.

Внутренний водный, или речной, транспорт уступил свое лидирующее положение другим видам транспорта. Используется речной транспорт для массовых перевозок недорогих грузов (доля гравия, песка, нерудных строительных материалов составляет более 85 %; нефти и каменного угля —11%). Особая роль отводится речному транспорту при обслуживании отдаленных районов нашей страны (Сибирь, Дальний Восток), в которых нет других видов транспорта. Он широко используется как круизный, а также для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния.

В международном сообщении речным транспортом задействовано 500 портов стран Европы, Африки и Азии. Широко развиты связи со Скандинавскими странами, Голландией, Грецией, Турцией, Англией, Германией и др. Роль речного транспорта возросла после распада СССР, когда Россия потеряла более десяти крупных морских портов.

На сегодняшний день в общем количестве транспортных судов 46 % приходится на суда, имеющие срок эксплуатации более 25 лет, а у судов этот срок равен 19,5 годам. Согласно международным требованиям возраст судов, которым разрешен вход в иностранные порты, ограничен 15 годами. Следовательно, большая часть речного флота России не может работать на международных линиях и приносить доход.

Морской транспорт относится к старейшим видам транспорта. Используется, в основном, как межконтинентальный в международном сообщении (среднее расстояние перевозки 4000 км) и в малом и большом каботаже, т.е. в районах одного или нескольких морей. Применяется, прежде всего, для перевозки массовых недорогих грузов (в том числе сырья) и как круизный. Перспективы его развития наиболее тесно связаны с политикой государства в международных отношениях.

Особая роль морского транспорта для нашей страны состоит в возможности обслуживания территорий, прилегающих к Северному морскому пути, не имеющих других транспортных путей.

В результате раздела флота, на Севере у России отсутствует арктический танкерный флот, а на Юге – сухогрузы. Использование портов стран СНГ России обходится примерно в 1,6 млрд. дол. в год. Средний возраст российских судов – 19 лет. Из 33 судоремонтных заводов в России осталось 14, баз технического обслуживания – 9 из 17. Эти предприятия могут удовлетворять потребности в ремонте судов только на 75 %, а в строительстве малотоннажных судов и плавсредств обслуживающего и технического флота – на 30 %.

Воздушный транспорт используется главным образом как пассажирский на средних и дальних расстояниях. Для перевозок грузов его применение ограничено. Отличается от остальных видов транспорта возможностью осуществлять специфические виды деятельности. Воздушный транспорт играет важнейшую роль в международных отношениях. Общая протяженность воздушных трасс мира составляет 6500 тыс. км. В России он используется для связи различных частей страны, перевозки пассажиров и выполнения специальных заказов.

Трубопроводный транспорт выполняет транспортировку жидких (в основном нефти и нефтепродуктов) и газообразных грузов на любые расстояния, реже — твердых грузов. По длине трубопроводной сети Россия находится на втором месте после США, сеть которых 340,2 тыс. км. Из общей длины трубопроводов России газопроводы составляют 153 тыс. км, нефтепроводы — 46 тыс. км и нефтепродуктопроводы — 15 тыс. км.

Промышленный транспорт обслуживает производство, на балансе которого он состоит, и осуществляет перевозки по территории предприятий, в цехах, между цехами, а также связывает производство с магистральными видами транспорта для ввоза-вывоза сырья и готовой продукции.

Городской транспорт осуществляет транспортное обслуживание населения города и пригорода, перевозя пассажиров к местам работы, отдыха и т.д., а также грузы, необходимые для жизнедеятельности людей.

Транспорт энергии и информации обеспечивает потребности жизнедеятельности общества, создает условия эффективного развития отраслей промышленности. Информация способствует организации перевозок, связи отраслей в единое целое и обеспечивает обороноспособность страны.

Космический транспорт превратился в самостоятельную отрасль. Он не только используется в научных целях познания мира, но и осуществляет целый ряд работ для обеспечения жизнедеятельности и обороны страны. Космические аппараты стали применяться для передачи информации, например спутниковая связь «Комстат» широко используется при автомобильных перевозках. Сегодня космический транспорт стал использоваться и как экскурсионный, однако доступен он в таком качестве единицам.

Единая транспортная система, по данным Госкомстата России, характеризовалась в 2000 г. показателями по перевозке грузов и пассажиров, которые представлены соответственно в табл. 1.1 и 1.2.

Таблица 1.1

Вид транспорта

Объем перевозок грузов, %

Грузооборот, %

Среднее расстояние перевозки, км

Железнодорожный:

общего пользования

промышленный

9,3

29,5

37,7

0,76

1317

8,6

Автомобильный

52,0

3,8

24,3

Речной

1,05

1,9

589

Морской

0,34

3,17

3612

Воздушный

0,01

0,07

2700

Трубопроводный

7,8

52,6

2312

Таблица 1.2

Вид транспорта

Объем перевозок пассажиров, %

Пассажиро

оборот, %

Протяженность сети, тыс. км

Железнодорожный:

общего пользования

промышленный

2,95

---

30,2

---

86

95

Автомобильный

50,5

36,8

915,6

Речной

0,05

0,18

85

Морской

0,002

0,01

108 (береговая линия)

Воздушный

0,052

11,05

800 (внутренней)

2000 (международной)

Трубопроводный

214

Такси

0,046

0,06

Трамвай

17,2

5,6

3,0

Троллейбус

20,1

6,1

4,7

Метрополитен

9,1

10,0

0,402

Доля отдельных видов транспорта по перевозкам грузов для промышленно развитых стран составляет: наземный транспорт — 27 %, водный транспорт — 62 %, другие виды транспорта —11%;

Для развивающихся стран — соответственно 10; 84 и 6 %. Наземная транспортная инфраструктура у развивающихся стран слабая, она составляет 5% от мировой структуры, хотя эти страны зани­мают 70 % территории земного шара.

Место транспортной системы России в общемировой транспортной системе характеризуется данными, представленными в табл. 1.3.

Таблица 1.3.

Показатель

Транспортная система

России

Общемировая

Население, млн человек

148

5450

Площадь территории, млн км2

17

149

Общая протяженность наземных путей

993

23450

сообщения, тыс. км*

Плотность транспортной сети, км/1000 км2

106

157

Грузооборот (без трубопроводного

18-20

8000

транспорта), млрд т-км

Доля транспортной составляющей в валовом

9

12

внутреннем продукте, %

* Без учета трубопроводов.

По статистике на 1 км2 земного шара приходится 8,8 м железных дорог, 103 м автомобильных дорог и 0,4 м речных путей при очень неравномерном распределении по регионам. Например, плотность автомобильных дорог в Азии в 10 раз ниже, чем в Европе, а плотность железных дорог в Африке в 15 раз меньше, чем в Северной Америке. В среднем плотность железных дорог России — 5 км/ 1000 км2 (в европейской части — 22 км/1000 км2), Германии — 72 км/ 1000 км2, Франции — 61 км/1000 км2, Англии — 67 км/1000 км2, Италии — 53 км/1000 км2, Испании — 26 км/1000 км2.

Общая протяженность мировых железных дорог составляет примерно 1,2 млн. км. Россия занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей, второе место в мире по эксплуатационной длине (после США) и третье место в мире по перевозкам грузов (после Китая и США), грузообороту (после США и Китая), перевозкам пассажиров (после Японии и Индии). Российские железные дороги выполняют более 30 % мирового грузооборота и около 18 % мирового пассажирооборота.

Большое значение для перевозки грузов и пассажиров имеют реки. По рекам США перевозится грузов почти в 7 раз больше, чем по российским, несмотря на то, что половина рек России (42,0 тыс. км) имеет гарантированную глубину проходки судов.

Во внутренних перевозках некоторых стран Европы на автомобильный транспорт приходится основная часть (50—80 %) транспортной работы как по грузовым, так и по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования, например в Дании — 72 и 89 %, Финляндии — 65 и 64 % соответственно. Но в пассажирских перевозках США автомобильный транспорт общего пользования занимает всего 10 %, так как высока доля частных автомобилей.