3.1. Услуги транспорта
В последние 15-20 лет в экономике развитых стран произошли существенные изменения. Эти изменения затрагивают и Россию. Дело в том, что в хозяйственную практику предприятий и фирм стали внедряться новые методы и технологии доставки товаров, базирующиеся на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, на развитии новейшей техники в области информатики и коммуникаций. Можно утверждать, что с рубежа 70-80-х годов началось органическое срастание транспорта с обслуживаемым производством, превращение его в звено единой системы «производство — транспорт — распределение». Новый подход к транспорту как ключевой части логистической цепи приводит к необходимости рассмотрения его в разных аспектах.
Согласно существующим понятиям к услугам относят все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием форм материи и явлений природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства. К услугам относят и те виды труда, которые не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (например, транспорт, связь).
Особенности деятельности по предоставлению услуг сводятся к следующим положениям:
• услуги не могут существовать вне процесса их предоставления (т.е. они не могут накапливаться);
• продажа услуг — это фактически продажа самого процесса труда, поэтому качество услуг определяется качеством самого процесса труда;
• услуги представляют собой конкретную потребительную стоимость только в определенное время и в конкретном месте или направлении, что существенно ограничивает возможность их замен на рынке услуг;
• услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и/или предваряющим процесс материального производства.
Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под транспортной услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.
К услугам транспорта можно отнести:
• перевозку грузов и пассажиров;
• погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции);
• хранение грузов;
• подготовку перевозочных средств;
• предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката;
• перегон (доставку) новых и отремонтированных транспортных средств;
• прочие услуги.
Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет предложить следующую классификацию услуг транспорта:
• по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта услуги подразделяются на перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные;
• по виду потребителя, которому предоставляется услуга, — на внешние (предоставление нетранспортным предприятиям и организациям) и внутренние, (предоставление другим предприятиям и организациям транспорта). Например, внутренними являются услуги по предоставлению подвижного состава автотранспортным предприятием экспедиторскому для выполнения перевозок;
по характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги, — на технологические, коммерческие, информационные и т.д.
Логистические (в том числе и транспортные) услуги основываются на следующих положениях и правилах:
каждая оказываемая услуга уникальна для получателя;
в конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего, кроме восприятия к информации;
услуга (или часть ее) не может быть рециклирована;
услуги нельзя нарабатывать про запас;
оказанную услугу нельзя отремонтировать;
оказанная услуга не может быть выполнена вновь;
память о хорошей услуге мимолетна, плохая же услуга помнится долго.
Сфера услуг должна функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять требования клиентов с возможно малыми затратами. Однако на сегодняшний момент нет широко используемых эффективных количественных методов оценки качества услуг в связи с их особенностями, которые сводятся к следующему:
неосязаемость услуг (их нельзя пощупать);
потребитель услуг зачастую сам участвует в процессе оказания услуг;
потребитель услуг не становится собственником их;
оказание услуг — это процесс, и он не может быть протестирован перед оплатой;
процесс оказания услуг может состоять из системы более мелких действий, тогда как качество зависит от итоговой оценки.
Наиболее значимыми компонентами при оценке качества предоставляемых услуг могут выступать следующие:
среда (интерьер, оборудование, внешний вид персонала);
надежность (исполнение точно в срок);
ответственность (гарантии исполнения услуг, желание персонала помочь потребителю услуг);
законченность (наличие определенных навыков, необходимых знаний и компетентность персонала);
доступность (легкость установления контактов);
безопасность (отсутствие риска и недоверия со стороны потребителя услуг);
вежливость (любезность, корректность персонала);
коммуникабельность (способность персонала общаться с потребителем услуг на доступном и понятном ему языке);
взаимопонимание (искренний интерес к потребителю услуг, способность встать на его место).
Когда потребитель оценивает качество услуг, он сравнивает фактические величины параметров качества с ожидаемыми, и если они совпадают или оказываются близкими, то качество считается им удовлетворительным или приемлемым.
В последние годы логистика все в большей степени занимается управлением сервисных потоков, так как многие фирмы не только производят готовую продукцию, но и оказывают сопутствующие услуги. Логистический подход целесообразен и эффективен для предприятий, оказывающих только услуги, в том числе и транспортные. Спрос на услуги транспорта во многом зависит от развития имеющихся в регионе видов транспорта, степени их интеграции в единую систему, уровня тарифов по видам транспорта, ассортимента и качества услуг, предоставляемых возможным клиентам. Удельный вес транспортных услуг с развитием рыночной экономики и ее инфраструктуры, как правило, возрастает, и это характерно практически для всех стран.
В связи с внедрением логистики в странах с рыночной экономикой пересматривается политика в области транспорта. Транспорт начинает играть ключевую роль в системе товародвижения. Предполагается, что в дальнейшем технико-эксплуатационные особенности отдельных видов транспорта обеспечат им надежное положение на рынке транспортных услуг, особенно в условиях повышенного спроса на перевозки грузов мелкими отправками, которые, в свою очередь, ускорят развитие автоматизированной обработки грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области грузовой и перевозочной работы.
Просматриваются два направления в области организации транспортных услуг:
1) приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям клиентов;
2) активное формирование спроса на услуги транспорта с целью прибыльной реализации уже имеющихся.
Различные группы потребителей должны обслуживаться в соответствии с их конкретными потребностями. Потребители сами выбирают услуги, их количество и характер реализации.
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Владимир Морисович Герасун
- Юрий Николаевич Нелепов
- Введение
- Тема 1. Современное состояние транспортной системы России
- 1.1. Общая характеристика транспортной системы России
- 1.2. Роль и значение транспорта в экономике страны
- 1.3. Особенности управления транспортом
- 1.4. Производственный процесс, продукция транспорта и её особенности
- Тема 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте
- 2.2. Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
- В качестве практических занятий предлагаются кейсы из учебника с.В. Саркисова «Управление логистикой» стр. 88 – 93.
- 2.3. Организация и управление транспортировкой
- Документы на перевозку грузов
- Тема 3. Логистические аспекты функционирования транспорта
- 3.1. Услуги транспорта
- 3.2. Транспортное обслуживание и его качество
- 3.3. Виды доставок и технологические схемы перевозки
- Контроль, управлениеОбратная связь
- Подвижной состав железнодорожного состава
- Локомотивы
- Маневровые
- Автомобильный транспорт
- Грузовой
- Подвижной состав морского транспорта
- Грузовой
- Трубопроводный транспорт
- Трубопроводы
- Транспорт энергии
- Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Тема: Маркетинг на транспорте
- 1.1. Проблемы и особенности маркетинга на транспорте
- 1.2.Сущность транспортной продукции и особенности транспортного рынка
- 1.3. Сущность, основные понятия и принципы транспортного маркетинга
- 1.4. Основные функции (направления) маркетинга на транспорте
- 1.5. Окружающая среда маркетинга транспортным предприятий