Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт — это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя.
Движитель — устройство для преобразования работы двигателя или другого источника энергии в работу, обеспечивающую движение транспортных машин (например, колеса, гусеницы, парус, весла, реактивные сопла и др.).
Это наиболее массовый вид транспорта для перевозки пасса жиров на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности — перевозка грузов любой стоимости на небольшие и средние расстояния. Применение современных технологий типа контейнерной расширяет сферу применения автомобильного транспорта по перевозке грузов. Эффективна и перевозка на значительные расстояния в международном сообщении, которое приносит валютную прибыль и ускоряет доставку экспортно-импортных грузов.
На 01.01.99 г. на автомобильном транспорте России было более 450 тыс. перевозчиков, оформивших лицензии и 1,7 млн грузовых автотранспортных средств, 100 тыс. из которых имели разрешение на международные перевозки. На пассажирских перевозках было занято более 450 тыс. транспортных средств, более 120 тыс. из которых имели лицензии. В международных перевозках пассажиров участвовали 16,7 тыс. автомобилей. Число транспортно-экспедиционных компаний — примерно 12 тыс. Нужно заметить, что производительность транспортных средств в мелких автотранспортных предприятиях в 18—20 раз ниже, чем в средних и крупных.
В России на 01.01.2000 г. полная протяженность сети автомобильных дорог (общего пользования, ведомственных и частных) составляла 922 тыс. км, из них 751,3 тыс. км (81,5 %) — с твердым покрытием. Дорог общего пользования — 579 тыс. км, из них 525,3 тыс. км (90,7%) — с твердым покрытием. 40—50% грузов перевозятся по федеральным дорогам, протяженность которых — 46,4 тыс. км (менее 10 % от сети общего пользования).
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:
маневренность и большая подвижность, мобильность;
доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;
автономность движения транспортного средства;
высокая скорость доставки;
широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;
более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.
Относительные недостатки автомобильного транспорта:
большая себестоимость;
большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;
низкая производительность единицы подвижного состава (130— 150 тыс. т-км в год);
наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя);
загрязняет окружающую среду.
Технология работы автомобильного транспорта отличается тем, что производственный процесс осуществляется подвижным составом предприятий общего пользования, ведомственным (обслуживающим преимущественно перевозки данного ведомства) и частным. Этому виду транспорта присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотрядами по графику или без него. Отправки груза могут быть помашинные или мелкопартионные.
Проблемы и тенденции развития автомобильного транспорта:
повышение производительности автомобильного транспорта путем увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъемности и грузовместимости, необходимых для обслуживания металлургической, угледобывающей, горной и других отраслей промышленности. Максимальная грузоподъемность на сегодня — 600т. Это автомобили Челябинского завода. Необходимо увеличение моторесурса автомобилей, т.е. пробега их до капитального ремонта. Сейчас автомобили ВАЗ проходят до 130 тыс. км, ГАЗ и КамАЗ — до 400 тыс. км, ЗИЛ — до 300 тыс. км, но иностранные автомобили имеют значительно больший ресурс. Остается проблема полнокомплектного (капитального) ремонта Трудоемкость строительства ЗИЛ-130 составляет 140 нормочасов, а его капитальный ремонт — 360 нормочасов, но после ремонта Достигается только 60 % производительности). За рубежом легковые автомобили не доводят до капитального ремонта, также как большинство марок грузовых (распродают отдельные элементы на запчасти или отправляют целиком под пресс для получения вторичного сырья, особенно после серьезных аварий). Целесообразным считается капитальный ремонт лишь для особо тяжелых дорогих грузовых автомобилей.
Необходимо снижение трудоемкости транспортного процесса, в том числе путем создания специализированных автомобилей (за рубежом — до 90 % парка), особенно самосвалов и самопогрузчиков, значительно сокращающих время перегрузочных работ, и построения рациональной структуры парка (в европейских странах доля автомобилей особо малой и малой грузоподъемности может составлять 50%, в нашей стране — не более 15%, хотя основная сфера автомобильного транспорта — снабжение торговли и бытовой сети города). Необходимо изменение подхода к системам диагностики и технического обслуживания, а также совершенствование конструкции и технических характеристик автомобилей и их двигателей, так как по этим направлениям имеется большое отставание нашей автомобильной промышленности. Для экономии топлива должно быть шире внедрение электроэнергии, газа, водородного и других видов топлива; применение экономически и экологически эффективных двигателей, в том числе роторного двигателя Ванкеля, Стирлинга, форкамерного двигателя и др.; повышение управляемости автомобилем и др.
По-прежнему актуальна «вечная» для России проблема дорог: развитие сети не успевает за увеличением количества транспортных средств. С начала экономических реформ в России парк автомобильного транспорта вырос в 1,6 раза (легковых — на 76 %), а по прогнозам доля грузовых перевозок к 2015 г. увеличится на 30 — 40 %. Через 5—6 лет должно быть 170 автомобилей на 1000 жителей. Сеть дорог любой страны соответствует уровню экономического развития этой страны. В России необходимо иметь 1,5— 2,0 тыс. км дорог. Оптимальной плотностью дорог для нашей страны считается 45 — 50 км/1000 км2, в европейской части страны плотность практически такая, но в среднем по России она составляет 3,82 км/1000 км2 (для сравнения: в Молдавии — 41,25 км/1000 км2, Армении — 35,2 км/1000 км2, Грузии — 42,3 км/1000 км2, на Украине — 39 км/1000 км2, в Латвии — 51 км/1000 км2, Бельгии — 375 км/1000 км2, Японии — 190 км/1000 км2, Германии — 196 км/ 1000 км2, США — 373 км/1000 км2 внегородских и 690 км/1000 км2 -с учетом улиц города).
На усовершенствованных дорогах себестоимость перевозок уменьшается в 2—3 раза, срок службы автомобиля увеличивается на 30%, расход горючего сокращается на 30—50%; производительность на грунтовых дорогах в 3—4 раза ниже.
Необходимо увеличение доли дорог 1-й и 2-й категорий (капитальное цементно-асфальтобетонное покрытие; 2—8-полосное движение; наличие заправок, стоянок, освещения, пересечений в разных уровнях и т.д.).
Дизельные двигатели (в России примерно 25 % парка, в Германии — 60%, во Франции — 50%) сокращают расход топлива автомобилей на 25—30 %. За рубежом 5 % легковых автомобилей оснащены дизельными двигателями.
Проблема организации и безопасности движения должна рассматриваться в системе автомобиль—водитель—дорога—среда (АВДС). Считается, что данную проблему можно решить путем создания транспортной системы при изоляции пешеходов, например дорог разного уровня, пешеходных или транспортных тоннелей, а также снятия движения в местах скопления людей и т.п. Совершенствование автомобиля ведется в направлении активной безопасности для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (регулируемые тормоза, диафрагмирующие неслепящие фары, более надежные шины и т.п.) и пассивной безопасности для уменьшения последствий аварий (ремни безопасности, упрочнение кузова, травмобезопасные стекла и т.п.).
Классификация подвижного состава автомобильного транспорта представлена на рис.
Автомобильный транспорт России в настоящее время в значительной мере обеспечивает или участвует в обеспечении грузовых перевозок для всех отраслей народного хозяйства. Велика его роль и в удовлетворении потребностей населения в передвижении. Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для непосредственной доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления (в сфере обращения).
На внутрипроизводственных перевозках автомобили используются в горнорудной промышленности, особенно на открытых разработках. В строительстве автомобилями выполняется огромный объем перевозок железобетонных изделий, кирпича, блоков, панелей, ферм и т.д. В сельском хозяйстве автомобили используются для доставки урожая с полей на склады, элеваторы, заготовительные пункты, базы хранения и непосредственно на станции, пристани, порты. В сфере обращения автомобилями перевозится примерно 35-40% общего объема перевозок. Это в основном подвоз грузов к магистральному транспорту.
Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономических особенностей, определяющих его преимущества и широкое использование во всех отраслях хозяйства:
большая маневренность и подвижность. Грузы автомобилями могут перевозиться непосредственно из пункта производства в пункт потребления без перегрузки и промежуточного складирования, т.е. «от двери до двери»;
высокая скорость доставки грузов и пассажиров. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному;
в ряде случаев более короткий путь движения грузов и пассажиров. Целесообразно доставлять грузы и перевозить пассажиров автомобильным транспортом в тех случаях, когда
расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным.
К недостаткам автомобильного транспорта относятся:
сравнительно высокая себестоимость, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Высокий уровень себестоимости — результат малой грузоподъемности единицы подвижного состава и достаточной сложности автомобильного подвижного состава;
относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей, несмотря на то, что в ряде случаев эта база развита еще недостаточно;
недостаточная протяженность и плохое техническое состояние имеющихся автомобильных дорог.
Автомобильный транспорт выполняет большой объем пассажирских перевозок. Особенно велик удельный вес пассажирских автомобильных перевозок в городах, других населенных пунктах и пригороде. Внутренний Водный (речной) транспорт
Речной транспорт — один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 60—90%. Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов, 46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др. Речной транспорт является важным звеном общей транспортной системы в таких районах, где есть реки и где он является наиболее дешевым, особенно при перевозках массовых грузов: нефти и нефтепродуктов, леса, зерна, строительных материалов.
Россия обладает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Бассейн реки Волги, например, включает 700 рек общей длиной 213 тыс.км, из которых 110 тыс.км являются судоходными или сплавными.
96 предприятий находятся в государственном подчинении, из них 27 — госпредприятия, 17 — госучреждения, 14 — судоходные инспекции, 14 — инспекции Речного Регистра, 24 — учебные заведения. Всего на 01.01.2000 г. имеютлицензии 2062 субъекта, из них 296 (14,4%) — частные предприниматели и 1766 (85,6%)— юридические лица. Общее количество речных судов — более 12 тыс., но примерно 35 % из них — отслужившие свой срок.
Четырнадцать портов речного транспорта принимают иностранные суда.
Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и пропускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхмагистрали (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного значения (4-й, 5-й классы), малые реки (6-й, 7-й классы). На речном транспорте существуют различные технические сооружения, обеспечивающие эффективность и безопасность работы. Это, прежде всего, шлюзы для перехода судов с одного уровня воды на другой, бакены — знаки для обозначения опасностей на пути или ограждения фарватера, створы — знаки в виде башенных сооружений или столбов, устанавливаемые на линии фарватера для обозначения направления, мест поворотов и т.д., семафоры — мачты на берегу, посылающие разрешающие или запрещающие проход судов сигналы и др.
Фарватер (от голл. vaarwater, varen — двигаться, плавать и water — вода) — безопасный проход по водному пространству, характеризующийся достаточной глубиной.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта:
высокая провозная способность глубоководных путей (например, на Волге при глубине фарватера 120— 140 см провозная способность в 2 раза выше, чем на двухпутной железной дороге);
сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка нефти в 3 раза дешевле, леса — в 5 раз дешевле);
удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15—20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;
высокая производительность;
меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (в 10 раз);
меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.
Относительные недостатки речного транспорта:
сезонность работы (на юге — примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере — 120—150 дней из-за ледостава). В США, Германии удельный вес речного транспорта выше, так как в этих странах навигация длится 10—11 месяцев в году;
невысокая скорость судов и доставки грузов;
разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основном, в меридиональном направлении;
использование рек в естественном состоянии (неравномерность глубин, извилистость пути и др.).
Суточная работа на нашем речном транспорте в 1,5 раза больше, чем в США и Германии (например, объем работ в Германии примерно равен объему работ Волжского пароходства). В России количество пристаней и речных портов в 30 раз меньше, чем в США и Германии, а на реках Сибири их вообще единицы. Восточный бассейн (реки Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока: Обь, Иртыш, Лена и Амур) имеет сложившуюся опорную сеть перевалочных узлов с давних времен.
Технология работы речного транспорта:
несамоходными баржами (методом толкания при расположении буксира сзади снижается сопротивление воды, что понижает стоимость перевозки на 20—25%);
секционными составами-тяжеловозами (6—8 барж) общей грузоподъемностью до 23 тыс. т;
групповым методом работы на постоянных грузовых линиях с устойчивым грузопотоком по графику движения, с учетом мощности причалов и работы смежных видов транспорта. График особенно необходим на реках со шлюзовой организацией движения;
на одном судне можно отправить грузы по одному или нескольким адресам.
Проблемы и тенденции развития речного транспорта: необходимо совершенствование единой системы внутренних путей России, что возможно при строительстве каналов и шлюзов. В XIX в. была построена Мариинская система с 39 шлюзами. В европейской части России существующие каналы общей протяженностью 19 тыс.км образовали единую глубоководную систему, связывающую Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. В ее состав вошли каналы: Брестско-Пинский протяженностью 2200 км, Волго-Балтийский — 362 км (построен в конце XIX в. и реконструирован для шлюзования большетоннажных судов в 1964 г.), Волго-Донской — 106 км (строительство началось при Петре I), Беломорско-Балтийский — 222 км, им. Москвы (1932—1937) — 128 км (11 шлюзов, 10 водохранилищ, ресурс пресной воды для Москвы). Эта система осваивает половину грузооборота речного транспорта.
Система внутренних путей имеет оборонное значение: связь юга страны с севером (путь через европейскую водную систему из Одессы в Санкт-Петербург) составляет 8800 км, а по внутренним путям — 4500 км.
Необходимо углубление фарватера для прохода судов большей грузоподъемности и продления сроков навигации; развитие системы судов-ролкеров («Ро-Ро») горизонтальной погрузки, судов типа «река—море», появившихся еще в 1930-е гг. при создании крупных водохранилищ с более сложным ветроволновым режимом; секционных судов (они экономичнее большегруза той же грузоподъемности при упрощенной системе перегрузки и переформируются в зависимости от грузопотоков); судов-катамаранов; судов на воздушной подушке и подводных крыльях, развивающих скорость до 105 км/ч; ледоколов и судов с усиленными корпусами для полярных условий; повышение комфортабельности пассажирских судов; реконструкция имеющихся портов (Темрюк, Ейск, Ростов, Азов, Архангельск, Мурманск и др.).
Совершенствование системы «река-море» имеет особое значение для дальнейшего развития речного транспорта, так как позволяет использовать суда после закрытия речной навигации на морских незамерзающих участках, что дает увеличение объемов работ и производительности, сохраняет команду в межсезонье.
Суда типа «река—море» охотно фрахтуются зарубежными фирмами.
Классификация подвижного состава речного транспорта представлена на рис.
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Владимир Морисович Герасун
- Юрий Николаевич Нелепов
- Введение
- Тема 1. Современное состояние транспортной системы России
- 1.1. Общая характеристика транспортной системы России
- 1.2. Роль и значение транспорта в экономике страны
- 1.3. Особенности управления транспортом
- 1.4. Производственный процесс, продукция транспорта и её особенности
- Тема 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте
- 2.2. Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
- В качестве практических занятий предлагаются кейсы из учебника с.В. Саркисова «Управление логистикой» стр. 88 – 93.
- 2.3. Организация и управление транспортировкой
- Документы на перевозку грузов
- Тема 3. Логистические аспекты функционирования транспорта
- 3.1. Услуги транспорта
- 3.2. Транспортное обслуживание и его качество
- 3.3. Виды доставок и технологические схемы перевозки
- Контроль, управлениеОбратная связь
- Подвижной состав железнодорожного состава
- Локомотивы
- Маневровые
- Автомобильный транспорт
- Грузовой
- Подвижной состав морского транспорта
- Грузовой
- Трубопроводный транспорт
- Трубопроводы
- Транспорт энергии
- Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Тема: Маркетинг на транспорте
- 1.1. Проблемы и особенности маркетинга на транспорте
- 1.2.Сущность транспортной продукции и особенности транспортного рынка
- 1.3. Сущность, основные понятия и принципы транспортного маркетинга
- 1.4. Основные функции (направления) маркетинга на транспорте
- 1.5. Окружающая среда маркетинга транспортным предприятий