2.3. Организация и управление транспортировкой
Задача управления транспортом в процессе физического движения товаров на пути от производителя к потребителям после сформирования логистического канала распределения сводится к следующему:
1. Выбор вида транспорта и определение мест способов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.
2. Для видов транспорта, свободных в определении трассы движения (например, для автомобильного транспорта, в отличие от железнодорожного), маршрутизация этого движения.
3. Практические контроль и управление движением транспорта в ходе доставки товаров по логистической цепи.
Рассмотрим каждую из этих задач. Выбор видов транспорта часто бывает безальтернативным и полностью определяется взаимным расположением производителя, центров консолидации и распределения, числом посредников и характером их деятельности, числом и расположением потребителей и их поведением в процессе закупочной деятельности.
При осуществлении выбора варианта перевозок следует учитывать свойства перевозимого груза и различных видов транспорта, которые были рассмотрены и классифицированы выше, а также ситуацию на рынке фирм-перевозчиков. Сюда же относится и наличие у перевозчиков той или иной стратегии управления транспортировкой, предоставление ими дополнительных услуг и уровень информатизации и контроля всего процесса транспортировки.
Кроме названных, на выбор сочетания видов транспорта влияют следующие факторы:
необходимость создания транспортных коридоров, то есть такой части национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные по объему и/или интенсивности более или менее постоянные перевозки между отдельными регионами;
•целесообразность создания транспортных цепей, то есть таких перевозок или их этапов, когда при использовании даже различных видов транспорта сами грузы остаются в неизменном виде, представляя собой грузовой пакет или, что удобнее, стандартизованный контейнер;
•возможность технологической увязки и совместного планирования транспортировки с производством и выпуском готовой продукции и с процессом складирования;
возможность в случае смешанных перевозок взаимоувязки и совместного планирования процессов транспортировки для различных видов транспорта.
Важную роль в выборе того или иного вида транспорта играют транспортные тарифы.
Задача маршрутизации грузопотоков становится особо актуальной в условиях многовариантности распределения таких потоков. Это особенно характерно для автомобильного транспорта, в значительно меньшей степени — для воздушного или морского и в совсем незначительной степени — для речного и железнодорожного транспорта. Поэтому для этого случая ограничимся рассмотрением проблемы выбора маршрута и интенсивности перевозок применительно к автомобильному транспорту. Такое ограниченное рассмотрение является общепринятым.
Все маршруты автомобильных перевозок делятся на маятниковые и кольцевые.
Маятниковый маршрут — это такой маршрут, при котором пробег автомобиля между двумя конечными пунктами многократно повторяется. Различают следующие виды маятниковых маршрутов:
•с обратным холостым пробегом;
•с обратным частично груженным пробегом;
•с обратным полностью груженным пробегом.
Кольцевой маршрут — это пробег автомобиля по замкнутому контуру, на котором располагаются несколько последовательно объезжаемых пунктов. После совершения кольцевого маршрута автомобиль возвращается в исходный пункт. Различают следующие разновидности кольцевых маршрутов:
•развозочный маршрут, когда продукция от одного поставщика доставляется нескольким потребителям;
•сборный маршрут, когда продукция от нескольких поставщиков доставляется одному потребителю;
•сборно-развозочный маршрут, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется нескольким потребителям.
Простейшие арифметические методы оценки показателей тех или иных вариантов маршрутизации могут быть применены для сравнения ограниченного количества предложенных или имеющихся вариантов. А при увеличении числа поставщиков и потребителей число всех возможных вариантов катастрофически возрастает, достигая тысяч, десятков тысяч и более. Поэтому, для решения этой задачи применяются методы построения экономико-математических моделей, среди которых наиболее разработаны методы линейного программирования. Здесь понятие «линейный» не отождествляется с движением транспорта по линиям маршрута, а означает прямую пропорциональную зависимость между причинами и следствиями. Такая зависимость в соответствии с правилами аналитической геометрии выражается на графике прямой линией, плоскостями или гиперплоскостями.
Применение экономико-математических моделей и компьютерных методов их анализа позволяет составить рациональные маршруты перевозок и графики доставки заказов потребителям.
Практическое управление ходом надлежащим образом организованных перевозок осуществляется с помощью правильно организованного документирования и документооборота, а также информатизации и компьютеризации всех транспортных процессов.
Наряду с общими действующими кодексами и уставами, регламентирующими соответствующие транспортные перевозки, в каждом конкретном случае составляется договор перевозки. В этом документе перевозчик обязуется перевезти оговоренный груз до заданного пункта в согласованные сроки, а отправитель обязуется в установленном порядке оплатить работу перевозчика.
Для разных видов транспорта существует своя терминология, относящаяся к документированию перевозок, и составляемые погрузочные документы имеют свои особенности.
Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является накладная, составляемая отправителем. В необходимый комплект сопроводительной документации, кроме накладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза.
В накладной отправитель указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителя и получателя, почтовые адреса, число погрузочных мест, вид упаковки, массу груза, данные о вагоне и норму его загрузки.
Эти же данные заносятся и в остальные три упомянутых выше документа.
На накладной ставят штемпель с датой приемки груза, отправителю выдают оформленную квитанцию. Накладная и дорожная ведомость отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в его получении в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.
При отправке груза автомобильным транспортом основным документом является типовой договор на перевозку, а для расчетов заказчика и автотранспортной организации обязательно составляется товарно-транспортная накладная. При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, который должен быть им возвращен по окончании работы.
При отправке груза морским транспортом в случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на перевозку является документ, называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода накладной. Коносамент путешествует вместе с грузом, по нему получатель принимает груз и в нем же расписывается в получении. Коносамент может быть именным, то есть составленным на имя определенного получателя, ордерным, то есть поручительным, и предъявительным, то есть действительным по факту его предъявления. Если используемое судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта, то составленный договор морской перевозки называется чартером. Коносамент обязательно составляется и в этом случае, но он служит тогда лишь накладной, по которой получатель принимает груз и расписывается в его получении. В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (то есть по принципу «море-река») или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот сопроводительный документ так и называется «накладная». Если же осуществляется межпортовая перевозка, то есть морская перевозка в чистом виде, то первичным документом для передачи груза на судно является так называемый «погрузочный ордер».
При перевозке грузов внутренним речным транспортом основным документом являются заключенные пароходством с грузоотправителем навигационные договоры. Эти договоры носят сезонный характер и заключаются обычно перед началом навигации. Документом, сопровождающим груз во все время его транспортировки, и в этом случае является накладная. Накладные для перевозки грузов речным транспортом выполняются в нескольких вариантах:
для сухогрузов, для универсальных контейнеров, для буксировки, для нефтепродуктов и для смешанных перевозок.
Наконец, перевозки грузов воздушным путем также осуществляются согласно соответствующим образом оформленной накладной.
Классификация документов на перевозку грузов для разных видов транспорта приведена на рис.
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Владимир Морисович Герасун
- Юрий Николаевич Нелепов
- Введение
- Тема 1. Современное состояние транспортной системы России
- 1.1. Общая характеристика транспортной системы России
- 1.2. Роль и значение транспорта в экономике страны
- 1.3. Особенности управления транспортом
- 1.4. Производственный процесс, продукция транспорта и её особенности
- Тема 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте
- 2.2. Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
- В качестве практических занятий предлагаются кейсы из учебника с.В. Саркисова «Управление логистикой» стр. 88 – 93.
- 2.3. Организация и управление транспортировкой
- Документы на перевозку грузов
- Тема 3. Логистические аспекты функционирования транспорта
- 3.1. Услуги транспорта
- 3.2. Транспортное обслуживание и его качество
- 3.3. Виды доставок и технологические схемы перевозки
- Контроль, управлениеОбратная связь
- Подвижной состав железнодорожного состава
- Локомотивы
- Маневровые
- Автомобильный транспорт
- Грузовой
- Подвижной состав морского транспорта
- Грузовой
- Трубопроводный транспорт
- Трубопроводы
- Транспорт энергии
- Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Тема: Маркетинг на транспорте
- 1.1. Проблемы и особенности маркетинга на транспорте
- 1.2.Сущность транспортной продукции и особенности транспортного рынка
- 1.3. Сущность, основные понятия и принципы транспортного маркетинга
- 1.4. Основные функции (направления) маркетинга на транспорте
- 1.5. Окружающая среда маркетинга транспортным предприятий