logo
логистика / Пособие Транспорт

3.3. Виды доставок и технологические схемы перевозки

Транспортная логистика базируется на концепции интеграции транспорта, снабжения, производства и сбыта, на отыскании оп­тимальных решений в целом по всему процессу движения матери­ального потока в сфере обращения и производства с помощью критерия минимума затрат на транспортировку, снабжение, сбыт, производство.

В современных условиях предприятия транспорта должны пере­смотреть характер своей коммерческой и производственной дея­тельности, направив ее на анализ, изучение и удовлетворение запро­сов потребителей. Транспорт представляет собой вид деятельности, производный от двух составляющих: поставщика (совокупности продавцов) и получателя (совокупности покупателей). Очевидно, что сбыт товара может считаться свершимся фактом лишь тогда, когда конечный потребитель получит товар. Стабильное положение любого предприятия в условиях рынка определяется не только низ­кими производственными издержками, но и возможностью обеспе­чить сбыт произведенного товара. Предприятию, фирме, компании, концерну при реализации распределения готовой продукции прихо­дится решать вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств и т.д. Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг, появление и усиление конкуренции между предприятиями транспорта предполагают активное изучение опыта функционирования транспорта с определением его роли и места в системе «снабжение — производство — сбыт»

Одной из причин низкой конкурентоспособности продукции, произведенной в России, являются затраты на транспортно-экспедиционное обеспечение распределения, величина которых в 2-3 раза превышает уровень развитых стран. Объяснение лежит в наличии недостатков как в работе транспорта, так и в управлении запасами; повышению эффективности доставки и в настоящее время уделяет­ся недостаточное внимание. Под доставкой следует понимать по­мимо собственно перевозки выполнение целого ряда работ и услуг, которые в комплексе обеспечивают эффективное распределение то­варов. По данным проведенных в США исследований стоимость транспортной доли процесса производства и распределения продук­ции составляет одну треть конечного продукта. Поэтому надлежа­щее транспортное обеспечение распределения товаров является од­ним из важных резервов экономии ресурсов.

Доставка продукции распадается на ряд последовательных от­дельных этапов, не связанных между собой, и может выполняться разными перевозчиками. Поэтому оптимизация такой пространст­венно-временной цепи представляет собой весьма сложную задачу. Функции транспорта в системе распределения товаров заключаются в ее транспортном и экспедиционном обеспечении.

Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения това­ров включает:

Транспортное обеспечение определяется как деятельность, свя­занная с процессом перемещения грузов и пассажиров в простран­стве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг и услуг хранения.

Экспедиционное обеспечение является составной частью процес­са движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых пере­возочный процесс не может быть начат в пункте отправления, про­должен и завершен в пункте назначения (экспедиционные, коммерческо-правовые и информационно-консультационные услуги).

По числу видов транспорта, участвующих в доставке товаров и пассажиров, системы доставки делятся на одновидовую (юнимодальную) и многовидовую (мультимодальную и интермодальную). Иерархическая пирамида (структура) тех­нологии и организации перевозок выглядит следующим образом. В вершине этой пирамиды нахо­дятся интермодальные перевозки, ниже — мультимодальные и юнимодальные межрегиональные перевозки, далее — внутриобла­стные и городские перевозки специализированными транспортными предприятиями и, наконец, местные перевозки отдельными пред­принимателями и собственным транспортом производственных и коммерческих структур.

Рис. Иерархическая структура перевозок

Интермодальные перевозки — это система доставки грузов в международном сообщении несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу и передачи грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузо­владельца в единой грузовой единице (или транспортном средст­ве).

Системообразующим элементом выступает интермодальная грузовая единица, которая допускает таможенное пломбирование в ней груза согласно международным требованиям, исключающее до­ступ к грузу без срыва пломбы. Основой современных интермо­дальных перевозок грузов являются контейнеры международного стандарта ISO. Однако могут использоваться и другие грузовые единицы, но отвечающие следующим требованиям: позволяют при­менять комплексную механизацию перегрузочных работ в портах и пунктах перевалки; отвечают международным или региональным стандартам. К ним можно отнести контрейлеры, трейлеры, сменные кузова, пакеты и блок-пакеты груза.

Мультимодальные перевозки — это прямые смешанные пере­возки по меньшей мере двумя различными видами транспорта и, как правило, внутри страны.

Юнимодальные перевозки — прямые перевозки только каким-либо одним видом транспорта.

При интермодальных и мультимодальных перевозках договор на перевозку с грузоотправителем от имени перевозчиков, прини­мающих участие в их осуществлении, заключает первый перевоз­чик (оператор). Сроки доставки груза исчисляются по совокупнос­ти срока доставки его каждым перевозчиком. Каждый перевозчик несет ответственность за груз (пассажира) с момента принятия его к перевозке (посадку пассажира) до момента сдачи (высадки пас­сажира).

Каждые из приведенных видов перевозок обладают специфичес­кими особенностями в технологии, организации и управлении, но они имеют общую технологическую основу в виде конкретных тех­нологических схем доставки (будь то грузы или пассажиры).

В свою очередь, составляющие элементы доставки грузов или пассажиров характеризуются определенными, присущими только им закономерностями. Пользователи транспортных услуг в настоящее время отдают предпочтение таким показателям, как соблюдение вре­менных графиков доставки грузов и пассажиров, ответственность за удовлетворение оговоренных потребностей, надежность доставки. Выполнение этих требований связано с достаточно точной временной оценкой звеньев доставки грузов и пассажиров, т.е. со знанием зако­номерностей изменения всех их элементов и установлением конкрет­ных величин. Выявление закономерностей звеньев и элементов доставки является основой в системном построении всех возможных видов организации перевозок грузов и пассажиров.

Простейшей организацией для перевозки грузов или пассажиров является транспортное звено. Организационная структура транс­портного звена предполагает оптимизацию как состава элементов, так и структуры звеньев и взаимосвязей между ними.

Операционную систему доставки можно укрупненно представить в виде схемы (рис.), на входе которой имеем наличие определен­ного числа и вида подвижного состава, а также заказы (спрос) на пе­ревозку грузов (потребность населения в перемещении), а на выходе — своевременную перевозку грузов (пассажиров) в пункты назначе­ния. Процессы трансформации представляют собой процессы преоб­разования входа в выход, т.е. своевременной, с надлежащим качест­вом и малыми затратами перевозки грузов (пассажиров). Трансформация добавляет к затратам на входе определенную стои­мость, соответствующую цене или себестоимости перевозки.

Для обеспечения операционного контроля и управления процес­сами трансформации необходима достоверная информация с линии, получаемая по цепям обратной связи.

Главным объектом управления в этой схеме являются матери­альные и сопутствующие им потоки информации и денежных средств, обеспечивающие реализуемую технологию перевозки, а основой построения эффективной системы операционного менедж­мента — производственное расписание, сформированное исходя из задач удовлетворения потребительского спроса на транспортные услуги.

Подвижной состав. Заказы на перевозку (потребность в перемещении)

Реализуемая технология доставки

Своевременная и качественная доставка

Потоки Потоки

Операционный (технологический) менеджмент