logo
логистика / Пособие Транспорт

1.3. Сущность, основные понятия и принципы транспортного маркетинга

Основываясь на общих принципах и методах концепции мар­кетинга, в различных сферах экономики вырабатывают свои под­ходы к реализации этой концепции с учетом специфики организа­ции производственно-сбытовой деятельности соответствующих Предприятий, компаний и фирм. Развитие рыночных отношений и Усиление конкуренции на транспортном рынке требуют широкого внедрения маркетинговых принципов управления на транспорте.

Транспортный маркетинг представляет собой систему органи­зации и управления деятельностью транспортных и транспортно-экспедиционных предприятий, компании и фирм по оказа­нию транспортных услуг пользователям транспорта на основе комплексного изучения транспортного рынка и спроса потреби­телей на транспортную продукцию в целях создания наилучших условий ее реализации.

В связи с совпадением процессов «производства и реализа­ции» транспортных услуг следует считать оказание услуг поль­зователям транспорта одновременно и как реализацию (сбыт) транспортной продукции. Пользователей транспорта можно считать также потребителями транспортных услуг. К ним отно­сятся как грузовладельцы (отправители и получатели грузов) и пассажиры, так и посреднические организации транспортно-экспедиционные предприятия и компании операторов-перевозчиков, собственников подвижного состава, пользующихся инфра­структурой магистрального транспорта.

Название транспортный маркетинг идентично понятию мар­кетинг на транспорте, отражающим сферу его применения, так­же как существуют названия: банковский маркетинг (неудобно говорить маркетинг «в банках»), международный маркетинг, промышленный маркетинг, аграрный маркетинг, интерактивный маркетинг и т.п.

Основными понятиями транспортного маркетинга являются транспортный рынок, пользователи транспорта, транспортная услуга, транспортно-экономический баланс, спрос и предложе­ние на транспорте, транспортный тариф, конкуренция и конку­рентоспособность на транспорте, транспортная экспедиция или посредники, комплекс маркетинга и управление маркетингом на транспорте.

Транспортный рынок — это полигон транспортных коммуника­ций, на которых действует совокупность транспортных предприя­тий одного или нескольких видов транспорта, оказывающих (реа­лизующих) транспортные услуги пользователям транспорта на определенной территории, исходя из своих технико-экономических особенностей, возможностей и запросов потребителей.

Транспортный рынок можно также определить как систему экономических, технологических и других связей, во-первых, между транспортом и его пользователями (клиентурой), а, во-вторых, между видами транспорта и транспортными предприятиями. Основной формой связей первого типа является купля-продажа транспортных услуг, а второго — взаимодействие и конкуренция.

Пользователи транспорта — это его клиенты, отправители и получатели грузов, посредники-экспедиторы, пассажиры, кото­рых обслуживает транспорт в процессе перемещения товаров (грузов и багажа) или людей в пространстве.

Транспортная услуга — это непосредственное перемещение грузов и пассажиров и комплекс сопутствующих услуг, оказы­ваемых пользователям транспорта, включая оформление проез­дных документов, погрузочно-разгрузочные и начально-конеч­ные операции, посадку и высадку пассажиров, обслуживание в пути следования, на вокзалах и т.п.

Транспортно-экономический баланс представляет собой си­стему показателей, отражающих размещение объемов избытков и недостатков (производства и потребления) отдельных видов товарной продукции на определенной территории и их необхо­димые перемещения или транспортно-экономические связи. Ис­ходными данными для разработки ТЭБ являются территориаль­ные материальные балансы по отдельным видам товаров в стране или регионе.

Спрос и предложение на транспорте определяют платежеспо­собные потребности пользователей транспорта на транспортные услуги и производственные возможности транспорта по их удовлетворению соответственно.

Предложение транспорта выражается через его производи­тельную силу или провозную и пропускную способность на конкретном направлении за определенный период времени.

Транспортный тариф — это цена перевозки и других видов услуг транспортных предприятий и организаций, оказываемых пользователям транспорта, устанавливаемая на основе себесто­имости перевозок или соотношения спроса и предложения на транспортные услуги с учетом цен конкурентов или иными спо­собами.

Конкуренция на транспорте представляет собой процесс состя­зательности или сопоставления отличительных характеристик транспортных услуг по объему, качеству и стоимости транспорт­ного обслуживания клиентуры одним видом транспорта (транс­портным предприятием) или в смешанном сообщении по сравне­нию с другими видами транспорта и способами перевозок.

Конкурентоспособность транспортной услуги — это ее спо­собность отвечать на требования конкурентного транспортного рынка в данный момент времени или превосходить по потреби­тельским свойствам транспортные услуги конкурентов.

Следует различать конкурентоспособность вида транспорта, транспортного предприятия и транспортной услуги, которая может быть осуществлена несколькими видами транспорта (пря­мая, смешанная, интермодальная, мультимодальная или комби­нированная перевозка).

Маркетинговые посредники — это фирмы, помогающие ком­пании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров сре­ди клиентуры.

Транспортная экспедиция — это совокупность посредничес­ких организаций между транспортом и его пользователями, осу­ществляющих формирование спроса на транспортные услуги, платежно-финансовые и информационные услуги, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные, складские и другие сопут­ствующие перевозке операции.

Комплекс маркетинга транспортного предприятия — это на­бор мероприятий по изучению спроса, его удовлетворению и стимулированию потребителей транспортных услуг, включая рекламу, скидки, льготы, качество обслуживания клиентуры, вызывающих у них желание обращаться к услугам данного транспортного предприятия (вида транспорта) неоднократно.

Управление маркетингом на транспорте является составной час­тью комплекса транспортного маркетинга и представляет собой сис­тему сбора информации, исследования транспортного рынка, пла­нирование перевозок и работы транспортных предприятий, уп­равление спросом и продвижение транспортных услуг на рынке с обеспечением максимального эффекта при минимальных расходах.

В условиях рыночной экономики маркетинг должен охваты­вать практически все сферы управления транспортным предпри­ятием, оказывая активное влияние на управление финансами, производственной (перевозочной) деятельностью, системой снаб­жения и сбыта, кадровую политику и т.п.

Основополагающими принципами маркетинга на транспорте являются следующие:

Раскроем более подробно содержание каждого из этих прин­ципов применительно к транспорту.

1. Глубокое и всесторонее изучение транспортного рынка требует проведения серьезных научно-практических исследова­ний по анализу хозяйственных связей, размещению производи­тельных сил и населенных пунктов, определению потенциаль­ных потребностей в перемещении товарных потоков и людей, выявлению требований по качеству транспортного обслужива­ния, выяснению экономической конъюнктуры на рынке и ее ди­намики, изучению особенностей деятельности партнеров и кон­курентов, а также специфики внешнеэкономических связей. Одновременно необходимо производить анализ собствен­ных производственных возможностей, материально-техническо­го обеспечения, изучение жизненного цикла продукции и услуг, разработку путей их совершенствования, анализ структуры уп­равления, уровня квалификации кадров, состояние научно-тех­нического потенциала, финансовых возможностей и т.п.

Соблюдение этого принципа предполагает установление на­учно-обоснованных стратегии и тактики поведения предприятия на целевых рынках с ориентацией на интересы потребителей и разработку маркетинговой программы, обеспечивающей долго­временный преимущественный успех этого предприятия по срав­нению с конкурентами.

Как видно, осуществление такого рода крупномасштабных исследований требует системного научного подхода, наличия ком­плексной автоматизированной информационной системы анализа транспортного рынка на базе современных компьютерных техно­логий и средств связи, полноценного банка данных желательно с выходом на международные сети соответствующего профиля.

2. Принцип сегментации транспортного рынка является важ­нейшим элементом маркетинговой концепции, т.к. позволяет транспортному предприятию выбрать наиболее удобные и эф­фективные для него целевые сегменты рынка потребителей транс­портных услуг и обеспечить оптимизацию затрат за счет целе­направленности своих действий в развитии и использовании техники, технологий и маркетинговых усилий. При этом удает­ся уменьшить обострение конкурентной борьбы и обеспечить преимущества в качестве транспортного обслуживания по срав­нению с другими видами транспорта или предприятиями-конку­рентами. Так, для железных дорог наиболее эффективным сег­ментом транспортного рынка являются перевозки топливно-сырьевых и других массовых грузов на средние и дальние рас­стояния, особенно грузовладельцам, располагающим железнодорожными подъездными путями. Для автотранспорта более целесообразны перевозки грузов на короткие и в отдельных случаях на средние расстояния. Для авиационного транспорта более эффективными являются дальние и сверхдальние перевоз­ки пассажиров и т.д. Для России сверхдальними являются рас­стояния более 1500-2000 км, дальними — до 1000-1500 км, сред­ними — до 500-800 км и короткими — до 100-200 км.

Сегментирование транспортного рынка предполагает и более глубокую группировку пользователей с одинаковыми требова­ниями к транспортному обслуживанию: на грузовые и пасса­жирские, в т.ч. грузовые — по родам грузов, способам перевоз­ки, качественным условиям доставки, смешанные перевозки, пассажирские — на пригородные и дальние, скорые и фирмен­ные поезда. Выявляют также монопольные и конкурентные сег­менты рынка для данного вида транспорта.

3. Гибкое реагирование транспортного производства на зап­росы рынка предполагает адаптивность и мобильность управле­ния производственно-экономической деятельностью предприя­тия в зависимости от меняющегося потребительского спроса пользователей транспорта. Это подразумевает тесный контакт транспорта с клиентурой, учет специфики тончайших оттенков меняющегося спроса на потребителей, ориентация техники и технологий транспорта на дифференциацию и индивидуализа­цию транспортного обслуживания пользователей.

4. Инновационность производства — это важнейший прин­цип маркетинговой концепции. Он подразумевает постоянное совершенствование и обновление продукции и услуг транспор­та, разработку новых техники и технологий с учетом достижений НТП. Кроме того, инновационная политика предполагает поиск и внедрение новых форм и методов повышения качества транспортного обслуживания пользователей, новизну в опреде­лении каналов реализации транспортных услуг, транспортно-экспедиционном обслуживании, рекламной деятельности, необ­ходимо учитывать, что часто на рынке побеждает не тот, кто предлагает более низкие цены, а тот, кто предлагает более высо­кое качество продукции или услуг.

5. Планирование и предвидение ситуации на транспортном рынке является важным основополагающим принципом марке­тинговой концепции. Он ни в коей мере не противоречит прин­ципу гибкого реагирования на меняющиеся требования рынка, а наоборот, тесно связан с ним и является его логичным про­должением и дополнением, и вообще маркетинг — это по суще­ству есть предвидение рыночных ситуаций. Поэтому принцип планирования в маркетинге реализуется путем разработки спе­циальных маркетинговых программ (планов), которые предус­матривают наиболее благоприятные для предприятия пути вы­хода из трудного положения. Эти программы или планы являются наиболее привлекательной частью маркетинга, т.к. они предусматривают новые формы управления и сбыта продукции, материально-технического снабжения и обеспечивают снижение риска в условиях неустойчивого спроса, по существу гаранти­руют стабильность работы предприятия, положительный конеч­ный результат, т.е. прибыль.

Если проанализировать историю развития многих зарубеж­ных фирм и компаний, то можно обнаружить, что использова­ние именно принципа планирования позволило стабилизиро­вать их работу за счет внедрения новых методов планового управления, снижающего уровни производственного и финансо­вого рисков в условиях стихийных рыночных отношений.