logo
логистика / Пособие Транспорт

Грузовой

Технический

Пассажирский

Самоходный

Несамоходный

Рейсовый

Туристический

Дноуглубительные снаряды

Плавучие краны

Ледоколы

Наливной

Сухогрузный

С колёсным движителем

С винтовым движителем

Специализированный

Смешанного типа

Типа «река-море

На воздушной подушке и подводныхкрыльях

Морской транспорт

Морской транспорт — вид транспорта, осуществляющий пере­возку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных') линиях. Территория нашей страны омы­вается более чем десятью морями и имеет непосредственный вы­ход в три океана.

Каботаж: малый — это плавание в акватории одного моря; большой плавание в пределах акватории нескольких морей.

Морской транспорт используется, в основном, как межконти­нентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный.

Россия входит в десятку крупнейших морских стран мира по количеству судов (на первом месте Япония, затем Панама, Гре­ция, Либерия, Китай, Кипр и Россия). На международном рынке перевозок генеральных (основных) грузов существует Фрахтовая Международная Конференция — монопольная организация, в ко­торую входят около 300 судовладельческих конференций. Она кон­тролирует 500 направлений и 90 % грузовладельцев. На морском транспорте работает приблизительно 30 тыс. экспедиторских ком­паний.

Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфич­но — это морские линии (линейное судоходство), определенные, заранее установленные направления, используемые для проходки судов.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта: |

Относительные недостатки морского транспорта:

Узел — внесистемная единица скорости, применяемая в морской навигации, равная 1,852 км/ч.

Технология работы морского транспорта:

линейная — закрепление судов за определенными портами и ра­бота по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных работ;

рейсовая (трамповая) — суда работают по времени, согласо­ванному с заказчиками;

фрахт — разовые сдачи в наем для отдельных перевозок во внеш­ней торговле без перехода права собственности. Применяется час­то для перевозок грузов третьих стран.

Технология погрузочно-разгрузочных работ отличается тем, что зачастую при нехватке мощности или глубины портов перегрузку приходится производить в акватории порта:

у береговых причалов, оборудованных стационарными швар­товыми устройствами, плавучими причалами (понтонами), дебаркадерами (набережными, вынесенными на сваях в акваторию порта);

у рейдов, т.е. причалов на якорях, прочно закрепленных в ак­ватории порта;

у мест якорной стоянки судов.

Проблемы развития морского транспорта: повышение скорости судов; создание новых и модернизация старых типов подвижного состава; развитие системы «река—море», «Ро-Ро», паромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и других специализиро­ванных судов; внедрение новых силовых установок; совершенство­вание навигационных систем управления (до 30% аварий проис­ходит из-за их несовершенства); строительство плавучих прича­лов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов; расширение ледокольного парка; строи­тельство трубопроводов в акватории портов; увеличение грузо­подъемности кранов (в России максимальная грузоподъемность у крана «Витязь» — 1600 т, в Японии используются краны грузо­подъемностью до 3000 т) и др.

Контейнеры в 5—8 раз ускоряют перевалку грузов, так как норма перегрузки 20-тонного контейнера — 1,5 мин при механи­зированной перегрузке большегрузными портовыми кранами, т.е. за один час можно переработать 800 т груза, на что при использо­вании другой тары необходимо 75 ч. Производительность труда на погрузке-разгрузке повышается в 10— 15 раз. За рубежом 50% тарно-штучных грузов возят в контейнерах. Контейнере возы можно конструировать на 5000 единиц, но время перегрузки сни­жает эффект от контейнеризации. В судах типа «Ро-Ро» для уско­рения перегрузки используют самоходную технику или грузовые лифты для вертикального перемещения грузов.

Классификация подвижного состава морского транспорта пред­ставлена на рис.

Сухогрузы составляют 2/3 флота и отличаются большим разно­образием конструкций и материалов, использованных для их из­готовления, что связано с особенностью перевозимых грузов. Например, в зерновозах груз придавливается специальными крыш­ками для предотвращения перетекания зерна на одну сторону; в рудовозах делают двойное дно, заполненной балластом для уст­ранения поперечных колебаний; в танкерах для уменьшения кор­розии корпус изготовляют из нержавеющей стали, биметалла, ис­пользуют различные покрытия. Наиболее сложны конструкции для перевозки химических грузов (30 % химикатов несовместимы друг с другом).