Транспорт энергии
С 1920 г. в нашей стране началось создание Единой энергетической системы страны по плану ГОЭЛРО. Основными источниками энергии были тепловые станции на угле и торфе, а позже — гидроэлектростанции (как более дешевые). Основное наращивание мощностей началось с вводом атомных электростанций (АЭС). Многие страны получают основную энергию именно с АЭС (например, Франция 70 % энергии получает с АЭС). В России насчитывается 10 крупных АЭС, дающих более 12% электроэнергии. Часть вырабатываемой энергии наша страна экспортирует. Однако несколько серьезных аварий, происшедших на атомных станциях и имевших тяжелые последствия, например, взрыв на Чернобыльской АЭС на Украине, поставили вопрос о допустимости расширения строительства атомных станций при сегодняшнем уровне безопасности. Некоторые государства, например Германия, в ближайшие годы намерены закрыть часть своих старых атомных станций.
Отличительная особенность технического оснащения транспорта энергии, как и трубопроводного, состоит в том, что кабели или линии электропередачи (ЛЭП) являются и подвижным составом, и путями, по которым проходит груз (в данном случае энергия). Энергия передается по линиям электропередач; в городах она поступает на специальные распределительные устройства.
Для нормальной жизнедеятельности необходимо большое количество энергии, особенно в крупных городах. Например, в Германии на 1 км2 городской площади приходится 2500 кВт, что соответствует 25 тыс. 100-ваттных ламп, Лондон потребляет энергии в 2 раза больше, Нью-Йорк — в 3 раза больше, Париж — в 5,5 раза больше, т.е. 14 тыс. кВт. Потребление увеличивается.
Такое большое количество энергии передать с помощью существующих воздушных линий практически невозможно. Проблему будут решать ЛЭП повышенного напряжения (1000 кВ и более). Так, Экибастуз должен передавать энергию под напряжением 1250 кВ.
Линии электропередач с повышенным напряжением и постоянным током (постоянный ток дает возможность передавать энергию с большей скоростью, а при переменном токе возникает больше потерь) должны проходить вне городов, где происходит преобразование постоянного тока в переменный. С точки зрения экологии, ЛЭП требуют полосу отчуждения до 100 м. Подземные силовые кабели при высокой концентрации энергии из-за неизбежных потерь нагревают почву вплоть до высыхания; при проведении параллельных линий возможно их нежелательное взаимное влияние из-за тепловых потерь.
Проблемы и тенденции развития транспорта энергии: увеличение мощности передачи (объема транспортировки) благодаря поиску новых способов, прежде всего охлаждения, при котором параллельно кабелю прокладывают трубопровод с водой или располагают трубку внутри кабеля, помешенного в трубу большего диаметра с охлаждающей жидкостью. Такой способ увеличивает объем транспортировки в 4 раза. Кроме того, рассматриваются вопросы замены материала для изготовления кабелей, повышения напряжения в сетях.
Фирмы США, Англии и других стран разрабатывают медные и алюминиевые кабели глубокого охлаждения для напряжения 500 кВ, повышающие пропускную способность в 10 раз по сравнению с обычным маслонаполненным кабелем. Охлаждение производится жидким азотом температурой -196°С и требует специального теплоизоляционного слоя для сохранности холода, что удорожает систему. Охлаждение жидким гелием (разработки Германии), температура которого -268,8 °С (на 4,2 °С выше абсолютного нуля), дает сверхпроводимость, т.е. исчезает сопротивление, ток передается без потерь, кабель не нагревается. Пропускная способность таких систем в 15 раз выше обычного подземного заложения. Но на сегодняшний день создание и эксплуатация таких систем слишком дороги.
Многие считают панацеей для техники высоких и сверхвысоких напряжений гексафторид серы — газ, теплоизоляционные характеристики которого в 2—3 раза выше, чем воздуха. Незначительное повышение давления превращает этот газ в изолятор. Кабель помещают в трубопровод, закладываемый в тоннель, как нефтепровод, заполняют этим газом и пропускают ток очень высокого напряжения. Для снабжения Нью-Йорка, например, потребуется всего один такой кабель. Распределительное устройство займет при этом площадь до 30 м2, в отличие от 300 м2, требующихся сегодня.
Линии электропередач напряжением 2250—2500 кВ заменят перевозку 26 — 80 т топлива в год и будут конкурировать с железной дорогой для расстояния 2—4 тыс. км. Несмотря на многочисленные гидро- и теплоэлектростанции (Красноярскую, Саяно-Шушенскую, Братскую и др.), в нашей стране ощущается нехватка энергии, так как в ней нуждаются все отрасли промышленного производства и население для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Владимир Морисович Герасун
- Юрий Николаевич Нелепов
- Введение
- Тема 1. Современное состояние транспортной системы России
- 1.1. Общая характеристика транспортной системы России
- 1.2. Роль и значение транспорта в экономике страны
- 1.3. Особенности управления транспортом
- 1.4. Производственный процесс, продукция транспорта и её особенности
- Тема 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте
- 2.2. Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
- В качестве практических занятий предлагаются кейсы из учебника с.В. Саркисова «Управление логистикой» стр. 88 – 93.
- 2.3. Организация и управление транспортировкой
- Документы на перевозку грузов
- Тема 3. Логистические аспекты функционирования транспорта
- 3.1. Услуги транспорта
- 3.2. Транспортное обслуживание и его качество
- 3.3. Виды доставок и технологические схемы перевозки
- Контроль, управлениеОбратная связь
- Подвижной состав железнодорожного состава
- Локомотивы
- Маневровые
- Автомобильный транспорт
- Грузовой
- Подвижной состав морского транспорта
- Грузовой
- Трубопроводный транспорт
- Трубопроводы
- Транспорт энергии
- Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Тема: Маркетинг на транспорте
- 1.1. Проблемы и особенности маркетинга на транспорте
- 1.2.Сущность транспортной продукции и особенности транспортного рынка
- 1.3. Сущность, основные понятия и принципы транспортного маркетинга
- 1.4. Основные функции (направления) маркетинга на транспорте
- 1.5. Окружающая среда маркетинга транспортным предприятий