logo
логистика / Пособие Транспорт

Маневровые

Электропоезда для пригородного сообщения и метрополитена

Вагоны

Грузовые: паровозы, тепловозы, электровозы, газотурбовозы

Специализированные по виду груза: цистерны изотермические, самосвальные (хоппер), для слёживающихся и смерзающихся грузов

Специальные: пожарные, лаборатории, магазины, почтовые, багажные

Пассажирские: общие, плацкарт,купейные,мягкие

Грузовые: универсальные, крытые, полувагоны, платформы

Основными технико-экономическими особенностями железно­дорожного транспорта являются:

• неразрывная связь с предприятиями промышленности и сель­ского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. В настоящее время все крупные предприятия и базы тор­говых организаций имеют железнодорожные подъездные пу­ти, связывающие их с магистральными железными дорогами. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам;

• возможность строительства железнодорожных сообщений практически на любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами;

• высокая провозная и пропускная способность железных до­рог. Двухпутная железнодорожная линия, оборудованная ав­томатической блокировкой, может обеспечить перевозки более 100 млн т в каждом направлении в год, а однопутка — 20 млн т и более в каждом направлении в год. Эти величины могут меняться с изменением общей массы поездов, скоро­стей движения и т.д. Использование провозных способностей железных дорог неодинаково по различным регионам страны из-за неравномерности размещения производства и сырьевых ресурсов;

• возможность осуществления массовых перевозок грузов в со­четании с относительно низкой стоимостью перевозок;

• возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток;

• сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов и пассажиров. Сроки доставки грузов являются одним из важных качественных показателей, определяющих эффек­тивность использования того или иного вида транспорта для конкретной перевозки. В целом ускорение доставки грузов дает большой экономический эффект. Расчеты показывают, что при сокращении доставки грузов по железным дорогам на одни сутки высвобождаются материальные ресурсы в коли­честве примерно в 9-10 млн тонн;

• доставка грузов и пассажиров по более короткому пути сле­дования. Как правило, расстояние перевозки по железной до­роге значительно короче, чем по рекам. Например, от Волго­града до Москвы путь по железной дороге короче речного в 2,5 раза. Необходимо помнить, что более короткий маршрут не всегда является наиболее эффективным. В ряде случаев целесообразно использовать на мощных грузопотоках виды транспорта с низкой себестоимостью по сравнению с более короткими маршрутами;

• относительно высокие экономические показатели и доста­точно совершенная технология перевозок. Если расход топ­лива в среднем на железнодорожном транспорте принять за единицу, то на автомобильном он составит 4-5 единиц.

На различных видах транспорта себестоимость складывается под влиянием таких показателей, как мощность грузо- и пассажиропо­тока, средняя дальность перевозки, соотношения груженого и по­рожнего пробега, района размещения линии, ее технической осна­щенности и т.д. Поэтому для объективности оценки эффективности использования того или иного вида транспорта целесообразно исхо­дить из конкретных условий перевозок, складывающихся в различ­ных регионах или направлениях.