1.1. Проблемы и особенности маркетинга на транспорте
Транспорт, являясь неотъемлемой частью социально-экономической структуры общества, должен определенным образом реагировать на изменения в управлении экономикой страны. Переход к рыночным отношениям в России потребовал использования рыночных механизмов хозяйствования и на транспорте, но с учетом специфики организации транспортного производства и особенностей управления на каждом виде транспорта.
Необходимо отметить, что некоторые элементы маркетинга использовались на отечественном транспорте и ранее, хотя это и не называлось маркетингом. Так, на железнодорожном транспорте периодически проводилось обследование экономики районов тяготения железных дорог, существовала система скидок и надбавок к тарифам, изучались грузо- и пассажиропотоки, проводилась оптимизация транспортно-экономических связей и планирования перевозок, разрабатывались и реализовывались отдельные мероприятия по повышению качества перевозок и транспортного обслуживания пользователей транспортом.
На воздушном и морском транспорте, работающем на международных рынках, использовались маркетинговые подходы в формировании тарифной политики, сервисном обслуживании центров. Государственная организация «Союзвнештранс» организовывала свою работу по транспортно-экспедиционному обслуживанию внешнеторговых перевозок практически на маркетинговых принципах. Маркетинг, как учебная дисциплина изучалась в вузах, готовивших специалистов по международной торговле.
Однако эти элементы маркетинга не носили системного характера, а общая политика централизованного планирования ограничивала инициативу хозяйствующих субъектов транспорта и развитие конкуренции на рынке транспортных услуг с использованием концепции маркетинга. Кроме того, в стране постоянно ощущался дефицит транспортных ресурсов, начиная с извечной российской проблемы — недостатка дорог, кончая нехваткой отдельных видов подвижного состава, контейнеров, городского транспорта. А это поспособствовало возникновению серьезной потребности транспортных предприятий в завоевании рынков сбыта, расширению зон транспортного обслуживания, привлечению дополнительной клиентуры, т.к. спрос на перевозки превышал предложение.
Переход к рыночным отношениям и резкий спад производства и платежеспособного спроса населения вызвали в последнее десятилетие значительное (в 2-3 раза) снижение объемов перевозок грузов и пассажиров на всех видах транспорта. В свою очередь это привело к возникновению свободных, неиспользуемых мощностей транспорта, ухудшению финансового положения транспортных предприятий. Их предложения стали превышать спрос на транспортные услуги. Усилилась конкуренция между видами транспорта и отдельными транспортными предприятиями.
Одной из причин сложного положения является отсутствие системного подхода к использованию маркетинга на транспорте, из основных функций маркетинга (изучение рынка, планирование, ценообразование и продвижение товаров и услуг) используется, чаще всего, только первая, да и то не в полной мере. Изучение транспортного рынка ведется в рамках установившихся сфер и сегментов транспортного обслуживания, при этом нерегулярно и без активной позиции по завоеванию новых ниш рынка, формированию устойчивого спроса на транспортные услуги конкретного транспортного предприятия. Недостаточно используется маркетинговый арсенал по развитию стратегического планирования, использованию методов оказания влияния транспорта на оптимизацию хозяйственных связей и транспортного фактора при размещении производительных сил и ценообразовании. Слабо изучается эластичность спроса на перевозки, не развернута должным образом рекламная деятельность.
Эти проблемы маркетинга на транспорте в значительной мере можно отнести на сложности становления нового хозяйственного механизма, некоторую инерционность такой сложной системы как транспорт. Вместе с тем имеются и другие причины замедленного внедрения концепции маркетинга на транспорте. Они связаны, прежде всего, с особенностями транспортного производства и соответственно требуют определенной трансформации отраслевого маркетинга.
К особенностям маркетинга на транспорте можно отнести следующее:
1. Невещественный характер продукции транспорта — перевозки или транспортной услуги, которая привязана к месту и времени совершения, а, следовательно, невзаимозаменяема и несохраняема, несколько ограничивает возможности конкуренции на одном виде транспорта, например, железнодорожном. Более широкая конкуренция может быть на автотранспорте, между видами транспорта, да и то, не во всех случаях. Так, при организации смешанных перевозок предпочтительнее логистическое взаимодействие видов транспорта, осуществление доставки грузов по схеме «от двери до двери» и «точно в срок».
2. Различия в формах собственности и организационных структурах управления на разных видах транспорта вызывают необходимость построения различных вариантов организации маркетинговых структур управления — от централизованной (функциональной) на железнодорожном транспорте до разветвленной (многопродуктовой) по видам деятельности на автотранспортных предприятиях. В ряде случаев небольшие транспортные и операторские компании вообще не имеют собственных маркетинговых органов, а при необходимости пользуются услугами консалтинговых фирм по маркетингу.
3. Содержание маркетинговой деятельности в значительной мере зависит от вида и отличительных характеристик продукции транспорта — грузовая или пассажирская перевозка, хотя она носит одинаковое название — транспортная услуга. Более того, имеются различия в подходе к организации маркетинга внутри одного вида перевозок, но выполняемых во внутреннем и международном, в дальнем и пригородном сообщениях, по массовым и прочим грузам и т.п.
4. Особенность маркетинга на транспорте вызывают отличия систем ценообразования (тарифной политики) от порядка формирования цен в других отраслях экономики. На железнодорожном транспорте, находящемся в федеральной собственности, тарифная политика почти целиком формируется государственными органами и учитывает, прежде всего, общенациональные интересы. В то же время отрасль приобретает топливо, электроэнергию, подвижной состав и другие ресурсы по рыночным ценам в основном в негосударственных предприятиях, что вызывает определенные финансовые трудности и требует государственного регулирования.
На автомобильном и речном транспорте в тарифах не находят отражения затраты на содержание и строительство путей сообщения (дорожная составляющая, равная примерно 30% тарифа), а на железных дорогах путевые расходы входят в себестоимость перевозок (более 28%) и соответственно в тариф. Возникают несправедливые условия ценовой конкуренции, тем более, что железные дороги обязаны вносить отчисления в дорожные фонды, финансируя тем самым своих конкурентов.
Учитывая социальную значимость пассажирских перевозок, железные дороги покрывают убытки от этих перевозок в дальнем и пригородном сообщениях за счет поступлений от грузовых перевозок, частично местных бюджетов.
На различных видах транспорта разная доля условно-постоянных расходов в себестоимости перевозок (большая на железнодорожном — до 70% и низкая на автомобильном — до 15-20%), что оказывает влияние на возможности разработки маркетинговых мероприятий по ценовому стимулированию клиентуры.
Эти обстоятельства требуют особого подхода к разработке ценовой политики на транспорте. Учитывая большое влияние транспорта России на эффективность экономики, особенно дальнепривозной продукции, государство должно активно регулировать ценообразование и развитие видов транспорта, что несомненно находит отражение в возможностях разработки маркетинговых мероприятий транспортных предприятий.
5. Высокая капиталоемкость транспортной инфраструктуры (наземных путей сообщения и постоянных устройств), невозможность ее импортировать или экспортировать (кроме подвижного состава), интересы экономической и общественной безопасности накладывают разумные ограничения на содержание разрабатываемых мероприятий плана маркетинга по конкурентному управлению транспортно-дорожным комплексом страны. Очевидно, что необходимо государственное инвестирование или соответствующие гарантии инвесторам при организации строительства и модернизации транспортных объектов и линий, в т.ч. высокоскоростных магистралей и других проектов. В этой связи маркетинговая деятельность по улучшению транспортной обеспеченности и доступности должна учитывать особое влияние внешней среды транспорта на возможности транспортных предприятий по повышению качества транспортного обслуживания клиентов и расширения их доли на транспортном рынке. Не случайно поэтому почти во всех странах мира транспортная инфраструктура находится в государственной собственности и финансируется из государственного бюджета.
6. Определенные отличия имеет и методика расчета экономической эффективности маркетинга на транспорте. Они связаны со сложностями разделения долей влияния маркетинговых и других мероприятий (технических, технологических, интеллектуальных) на получаемый эффект. Трудно установить информацию при определении результатов и затрат именно маркетинговой деятельности, оказывающей влияние на прирост объема перевозок и доходов транспортных предприятий. Часто такой прирост может быть вызван расширением объемов производства, открытием туристского сезона, летними отпусками граждан и т.п. Точное установление влияния на перевозки транспортной рекламы или необходимость введения скидок к тарифам можно определить с помощью специальных маркетинговых исследований, опроса клиентуры, проведением соответствующих экспериментов.
Следует также учитывать два вида эффекта от реализации маркетинговых мероприятий: транспортный и внетранспортный. Последний порой в несколько раз выше первого. Так, ускорение доставки грузов и введение скидок к тарифам способствуют снижению стоимости оборотных средств грузовладельцев и повышению конкурентоспособности перевозимой продукции. Сооружение транспортной линии увеличивает стоимости земли, хозяйственных объектов и жилья пропорционально их близости к транспортным коммуникациям. Введение новой транспортной техники, более удобного расписания движения транспортных средств, согласованного с подходом другого вида транспорта в пунктах пересадки (перевалки для грузовых перевозок), ускоренных поездов, технологических маршрутов и другие мероприятия значительно улучшают работу предприятий и жизнь населения, хотя и вызывают необходимость увеличения расходов на транспорте.
Учет этих особенностей имеет большое значение при разработке конкретных методов реализации концепции маркетинга на транспорте.
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Владимир Морисович Герасун
- Юрий Николаевич Нелепов
- Введение
- Тема 1. Современное состояние транспортной системы России
- 1.1. Общая характеристика транспортной системы России
- 1.2. Роль и значение транспорта в экономике страны
- 1.3. Особенности управления транспортом
- 1.4. Производственный процесс, продукция транспорта и её особенности
- Тема 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте
- 2.2. Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
- В качестве практических занятий предлагаются кейсы из учебника с.В. Саркисова «Управление логистикой» стр. 88 – 93.
- 2.3. Организация и управление транспортировкой
- Документы на перевозку грузов
- Тема 3. Логистические аспекты функционирования транспорта
- 3.1. Услуги транспорта
- 3.2. Транспортное обслуживание и его качество
- 3.3. Виды доставок и технологические схемы перевозки
- Контроль, управлениеОбратная связь
- Подвижной состав железнодорожного состава
- Локомотивы
- Маневровые
- Автомобильный транспорт
- Грузовой
- Подвижной состав морского транспорта
- Грузовой
- Трубопроводный транспорт
- Трубопроводы
- Транспорт энергии
- Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Тема: Маркетинг на транспорте
- 1.1. Проблемы и особенности маркетинга на транспорте
- 1.2.Сущность транспортной продукции и особенности транспортного рынка
- 1.3. Сущность, основные понятия и принципы транспортного маркетинга
- 1.4. Основные функции (направления) маркетинга на транспорте
- 1.5. Окружающая среда маркетинга транспортным предприятий