logo
логистика / Пособие Транспорт

1.2.Сущность транспортной продукции и особенности транспортного рынка

Перемещение является одной из первоочередных потребнос­тей жизнедеятельности человека, наряду с потребностями в пище, одежде, жилье и т.п. Транспортировка товаров является важнейшим элементом производственного процесса, т.к. какой-либо продукт можно считать полностью готовым к потребле­нию только тогда, когда он доставлен потребителю. Поэтому транспортное производство можно определить как особый вид экономической деятельности, которая связана с удовлетворени­ем потребности общества в перевозках грузов и людей.

Для того чтобы произведенные товары оказались доступны­ми для потребителей в нужное время и в нужном месте, необ­ходима организация эффективной системы товародвижения, ко­торая была бы выгодной для товаропроизводителей и в то же время оказывала определенное воздействие на потребителей. Товародвижение представляет собой вид деятельности, связан­ной с доставкой товаров потребителям, их хранением, поддер­жанием запасов, тарированием и т.п. Однако наиболее важную роль в товародвижении играет транспорт.

Необходимость государственного регулирования транспорт­ного рынка вызывается особенностями функционирования и развития отдельных видов транспорта в интересах обществен­ной безопасности и обеспечения эффективности национальной экономики. Объективным основанием такого регулирования яв­ляются следующие обстоятельства.

Во-первых, это связано с необходимостью защиты экологии страны, т.к. транспорт, особенно автомобильный, является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Необходим также государственный контроль за эксплуатацией транспортных средств в интересах общественной безопасности (ГИБДД, транс­портная инспекция и т.п.).

Во-вторых, необходимо регулирование естественного моно­полизма отдельных видов транспорта со стороны государства в целях обеспечения конкуренции и стимулирования хозяйствен­ного развития, социальной защиты граждан.

В-третьих, необходима выработка общей транспортной и инвестиционной политики государства для равномерного и экономически целесообразного развития отдельных видов транс­порта в стране.

В-четвертых, необходимо государственное вмешательство в регулирование транспортного рынка и тарифов для защиты на­циональных интересов, так как затраты общества на функциони­рование и развитие транспорта очень велики. Транспорт являет­ся одной из самых капиталоемких отраслей экономики.

Следует также учитывать, что международное взаимодействие транспортных предприятий часто требует межгосударственных соглашений на правительственном уровне.

Вместе с тем речь не идет о всеобщей централизации управ­ления и ужесточении контроля за транспортным рынком. Необ­ходима выработка разумных пределов государственного конт­роля и регулирования на транспорте через экономические и правовые нормы (кредиты, субвенции, инвестиции, налоги, ли­цензии, сертификации услуг и т.п.). В большинстве случаев до­рогостоящая инфраструктура транспорта (железнодорожные ли­нии, автодорожные магистрали, порты, аэродромы) должны на­ходиться в государственной собственности. В определенных кри­зисных условиях государство полностью контролирует работу отдельных видов транспорта (например, железнодорожного), являющихся основными перевозчиками в нашей стране.

Критериями уровня государственного регулирования на транспорте должны стать эффективность и качество транспорт­ного обслуживания потребителей при сравнении различных форм собственности на транспорте, обеспечение стимулирующей роли транспорта в развитии экономики и социальной жизни общества.