1.4. Основные функции (направления) маркетинга на транспорте
Маркетинг на транспорте представляет собой особую систему управления транспортным производством и реализацией продукции (услуг) и является своеобразным хозяйственным механизмом транспортных предприятий в условиях рыночной экономики. Однако конкретные формы использования или функции этого механизма в определенной мере зависят от специфики организации работы того или иного вида транспорта или транспортного предприятия.
Руководствуясь общими функциями современного маркетинга (изучение рынка, планирование, ценообразование и продвижение товаров), можно сформулировать следующие основные функции (направления) маркетинга на транспорте, учитывающие специфику отрасли:
— комплексное исследование транспортного рынка;
— обследование экономики районов тяготения транспортных предприятий и определения транспортной обеспеченности и платежеспособного спроса на перевозки и другие транспортные услуги;
— анализ собственных ресурсов, планирование (прогнозирование) перевозок и выработка стратегии работы предприятий транспорта;
— разработка и осуществление товарной политики по расширению ассортимента, совершенствованию и повышению качества транспортной продукции;
— анализ транспортных затрат и разработка ценовой (тарифной) политики;
— разработка сбытовой политики транспортных предприятий;
— разработка коммуникационной политики по формированию спроса, рекламе и стимулированию реализации транспортной продукции;
— управление транспортным маркетингом, учет и контроль маркетинговой деятельности и определение ее эффективности.
В общем виде более лаконично и схематично основные функции транспортного маркетинга представлены на рис.1. Перечень этих функций и конкретные методы их реализации могут несколько различаться для отдельных видов транспорта или транспортных предприятий в зависимости от технико-экономической специфики их работы и зон транспортного обслуживания. Так, речной транспорт обслуживает обычно только прибрежные районы и сезонно в период навигации. Морской транспорт обеспечивает в основном экспортно-импортные международные перевозки, содержание маркетинговой деятельности которых существенно отличается от внутренних условий.
Надо заметить, что пока не существует четко расписанной методики маркетинговой деятельности транспортных предприятий, есть лишь общие направления (функции), принципы и цели, указанные выше. Такая незакомплексованность имеет определенные преимущества, т.к. позволяет специалистам маркетологам проявлять широкую инициативу и нестандартность мышления, привлекать к разработке маркетинговых мероприятий инженерно-технический персонал других служб предприятия или компании, использовать научные разработки ученых отрасли.
На практике в маркетинговых структурах разрабатывают основные положения маркетинга организации, структуру управления и функции подразделений и их агентов, методические указания (инструкции) по реализации отдельных направлений маркетинга.
При комплексном исследовании транспортного рынка осуществляется своего рода макроэкономический анализ этого и других рынков, факторов и прогнозов сферы производства и обращения. Обычно такой анализ проводят 1 раз в пять лет на основе отчетной и прогнозной маркетинговой информации.
Обследование экономики районов тяготения транспортных предприятий является по существу частью комплексного исследования рынка, только проводимого более регулярно (обычно 1 раз в год) и с большей конкретизацией характеристики потребительского спроса и рынка. При этом обследовании определяется уровень транспортной обеспеченности регионов и предприятий-пользователей транспорта, размеры и характер платежеспособного спроса на транспортные услуги по местным и транзитным районам тяготения транспортных предприятий, основные требования пользователей к качеству транспортного обслуживания, условиям перевозок и к тарифной политике транспортных организаций. Обследование рынка проводится, как правило, с помощью анкетного опроса. Ввиду отмены системы предварительных долговременных заявок на перевозки, такое «полевое» обследование является важным источником информации для планирования перевозок.
Комплексное изучение транспортного рынка и размещения производительных сил Обследование районов тяготения и определение транспортной обеспеченности регионов и спроса на перевозки Реклама и формирование потребительских предпочтений выбора вида транспорта Стратегическое и тактическое планирование перевозок грузов и пассажиров и других видов транспортных услуг Экономический анализ транспортных ресурсов, издержек производства и определение потребных инвестиций Разработка ценовой стратегии, определение уровней дохода и прибыли транспортных предприятий Управление транспортным маркетингом, контроль за динамикой спроса на транспортные услуги и поддержание экономического положения и имиджа транспорта Разработка мероприятий по совершенствованию управления транспортным производством, улучшению качества услуг и выявлению новых «ниш» транспортного рынка Стимулирование роста объёма перевозок, определение эффективных способов продвижения транспортных услуг, разработка системы ФОССТИС
Анализ собственных производственных ресурсов и сопоставление их с характеристиками выявленного спроса на транспортные услуги позволяет разрабатывать реальные планы перевозок грузов и пассажиров, определять стратегии работы транспортных предприятий или отрасли в целом. Эти материалы являются основой разработки маркетинговой программы производственно-сбытовой деятельности предприятий, которые включают прогнозы развития рынка и экономической конъюнктуры, техническую, технологическую, ценовую и сбытовую политику, мероприятия по стимулированию спроса на продукцию транспорта, рекламной деятельности.
Разработка и осуществление мероприятий по расширению ассортимента (видов) транспортных услуг и повышению их качества представляет собой специальный раздел маркетинговой программы в виде набора конкретных мер по совершенствованию технологий работы транспорта, внедрению новой техники, информационных технологий, развитию транспортных коридоров, контейнерных и ускоренных поездов, комбинированных перевозок и т.п. Эти мероприятия обычно представляют собой транспортную политику отрасли на длительную перспективу и текущий период по повышению конкурентоспособности транспортной продукции. Их цель довести качественные характеристики продукции до уровня конкретных запросов пользователей выбранного сегмента рынка и обеспечить ее эффективный сбыт.
Разработка ценовой (тарифной) политики является чрезвычайно важной составляющей маркетинговой деятельности, т.к. она в значительной мере определяет доходность и эффективность работы транспортных предприятий. Гибкая тарифная политика позволяет улучшить конкурентоспособность железных дорог путем учета интересов клиентуры и доли транспортного фактора в цене перевозимой продукции. Ценовая политика отрасли предусматривает комбинации различных методов ценообразования от государственного регулирования базовых тарифных ставок до установления договорных (свободных) тарифов на основе соотношения спроса и предложения на транспортные услуги, с учетом тарифов конкурентов и т.п.
Разработка и осуществление сбытовой политики транспортных предприятий предполагает оценку эффективности их взаимодействия с транспортно-экспедиционными организациями, фрахтовыми агентами, компаниями операторами-перевозчиками и другими посредниками, позиционирование транспортных услуг и формирование организационной структуры каналов их реализации, в т.ч. прямые каналы продаж через собственные структуры транспорта (например, СФТО МПС) или через посредников ТЭО.
Разработка коммуникационной политики представляет собой набор мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта (ФОССТИС), направленных на продвижение продукции транспорта на транспортный рынок. Они включают:
различные виды рекламы;
стимулирование спроса путем введения системы скидок и тарифов, надбавок за повышенное качество перевозок, кредитование, дополнительные услуги и т.п.;
организация собственных выставок и ярмарок или участие транспортных организаций в подобных мероприятиях для привлечения внимания потребителей, заключения контрактов по развитию отрасли и т.п.
предоставление неценовых льгот и новых технологий обслуживания пользователям, гарантированная доставка и подача подвижного состава, преимущественные условия аренды складских площадей и подвижного состава, и т.п.
установление определенного фирменного стиля и товарного знака на отдельных видах транспорта и транспортных предприятиях, привлекающих внимание клиентуры.
Управление транспортным маркетингом осуществляется в процессе реализации маркетинговой программы путем учета и контроля (мониторинга) процесса выполнения намеченных мероприятий, своевременного реагирования на динамику транспортного рынка, определения эффективности предпринимаемых маркетинговых действий на предприятии, поддержание имиджа транспорта. Текущий контроль за реализацией запланированных мероприятий позволяет вовремя скорректировать производственно-сбытовую деятельность транспортных предприятий и обеспечить стабильность их финансово-экономического положения.
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Владимир Морисович Герасун
- Юрий Николаевич Нелепов
- Введение
- Тема 1. Современное состояние транспортной системы России
- 1.1. Общая характеристика транспортной системы России
- 1.2. Роль и значение транспорта в экономике страны
- 1.3. Особенности управления транспортом
- 1.4. Производственный процесс, продукция транспорта и её особенности
- Тема 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте
- 2.2. Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
- В качестве практических занятий предлагаются кейсы из учебника с.В. Саркисова «Управление логистикой» стр. 88 – 93.
- 2.3. Организация и управление транспортировкой
- Документы на перевозку грузов
- Тема 3. Логистические аспекты функционирования транспорта
- 3.1. Услуги транспорта
- 3.2. Транспортное обслуживание и его качество
- 3.3. Виды доставок и технологические схемы перевозки
- Контроль, управлениеОбратная связь
- Подвижной состав железнодорожного состава
- Локомотивы
- Маневровые
- Автомобильный транспорт
- Грузовой
- Подвижной состав морского транспорта
- Грузовой
- Трубопроводный транспорт
- Трубопроводы
- Транспорт энергии
- Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Тема: Маркетинг на транспорте
- 1.1. Проблемы и особенности маркетинга на транспорте
- 1.2.Сущность транспортной продукции и особенности транспортного рынка
- 1.3. Сущность, основные понятия и принципы транспортного маркетинга
- 1.4. Основные функции (направления) маркетинга на транспорте
- 1.5. Окружающая среда маркетинга транспортным предприятий