1.5. Окружающая среда маркетинга транспортным предприятий
Процесс деятельности транспортных предприятий и организаций протекает в определенной внешней среде, с учетом которой осуществляется разработка и реализация маркетинговых мероприятий. Окружающая среда маркетинга любой организации представляет собой совокупность факторов и сил, внешних по отношению к маркетингу и оказывающих влияние на деятельность организации, но не поддающихся контролю с ее стороны. Эти факторы и силы обязательно должны учитываться при разработке комплекса маркетинга транспортных предприятий и организаций.
Различают микросреду и макросреду маркетинга организации (иногда их называют микровнешняя и макровнешняя среда маркетинга).
К микросреде маркетинга относят совокупность субъектов и факторов, оказывающих непосредственное влияние на возможности транспортной организации обслуживать своих потребителей. На транспорте к окружающей микросреде маркетинга можно отнести различные службы самой транспортной организации (кроме маркетинговой), клиентов транспорта, посредников-экспедиторов, конкурентов, поставщиков потребляемых транспортом ресурсов, правительственные органы и региональные администрации, банки, средства массовой информации (СМИ), контактные аудитории и др.
Под макросредой маркетинга подразумевают совокупность общественных и природных факторов, воздействующих непосредственно на деятельность организации. Это политические, социально-экономические, правовые, научно-технические и природные факторы, которые оказывают влияние на организацию работы транспорта и должны учитываться при разработке и реализации маркетинговых мероприятий.
Под транспортной организацией здесь следует понимать как транспортные министерства, объединения и компании (МПС, железные дороги, пароходства, авиакомпании и т.п.), так и отдельные транспортные предприятия и фирмы. Соответственно и маркетинговая служба может представлять различное количество подразделений маркетинга транспортной организации, структурированных по видам деятельности (грузовые и пассажирские перевозки, подсобно-вспомогательная деятельность и др.). По отношению к маркетинговой службе все другие службы этой организации (перевозок, технические, технологические, снабженческие, финансово-экономические и др.) также рассматриваются как внешняя среда. Для успешного управления маркетингом на транспорте маркетологи отрасли должны учитывать не только интересы клиентуры, но и интересы и возможности других подразделений транспортной организации, работать в тесном контакте с ними. Эту часть среды маркетинга характеризуют как контролируемые организацией факторы.
К неконтролируемым факторам микросреды маркетинга относят, прежде всего, клиентов, конкурентов, посредников и поставщиков.
Транспортная организация должна тщательно изучать меняющиеся интересы своих клиентов. К ним относятся добывающие, промышленные, строительные и сельскохозяйственные предприятия, госучреждения, заготовительно-складские и торговые организации, военно-промышленный комплекс, коммунальные службы, фрахтовые агенты, экспедиторы, операторы-перевозчики, население и др.
На каждом виде транспорта обычно складывается свой основной круг пользователей транспортных услуг. На железнодорожном транспорте по грузовым перевозкам это крупные и средние предприятия топливно-сырьевого комплекса, обрабатывающей промышленности и другие организации, в большинстве случаев располагающие железнодорожными подъездными путями и ориентированные на массовые перевозки сырья, топлива и готовой продукции. Железные дороги России осуществляют также значительную долю пригородных пассажирских перевозок и перемещений пассажиров в дальнем сообщении. Однако имеется большой конкурентный сегмент транспортного рынка, например, контейнерные перевозки, мелкие отправки, перевозки т.н. прочих грузов, собственники которых могут часто менять свой выбор перевозчика в зависимости от складывающейся экономической конъюнктуры или по другим причинам. Поэтому маркетинговая деятельность на таком рынке должна быть особенно активной.
Конкурентами железных дорог являются по существу все другие виды транспорта. Организация внутриотраслевой конкуренции на железнодорожном транспорте весьма проблематична. Она возможна в ремонтном и вспомогательном производстве. Основным конкурентом железных дорог является автотранспорт, а по дальним пассажирским перевозкам — авиационный, вместе с тем в отдельных регионах и направлениях железные дороги конкурируют с внутренним водным (речным) и морским транспортом, а по перевозкам нефти и особенно нефтепродуктов — с нефтепроводным. Следует учитывать, что в определенных условиях и высоковольтные линии электропередач, заменяющие транспортировку топлива на значительные расстояния, являются конкурентами железных дорог.
При изучении конкурентов на транспорте следует исходить из интересов клиентуры. В этой связи маркетологам необходимо тщательно изучать факторы, которые являются главными для клиентов при выборе того или иного вида транспорта, способа перевозки. На транспорте часто не конкуренция, а взаимодействие видов транспорта является более предпочтительным для пользователей для их качественного и своевременного обслуживания по схеме «от двери до двери» и «точно в срок».
Маркетинговые посредники на транспорте — это различные компании и фирмы по транспортно-экспедиционному обслуживанию клиентов, операторы-перевозчики, собственники подвижного состава, фрахтовые агентства, кредитно-финансовые учреждения, туристические, маркетинговые, рекламные и страховые компании и фирмы. Они призваны помогать транспортным предприятиям и организациям формировать спрос на транспортные услуги, осуществлять рекламу и стимулировать продвижение продукции транспорта к потребителям. К посредникам можно отнести и создаваемые на железных дорогах пассажирские пригородные компании и дирекции по обслуживания пассажиров, использующие инфраструктуру стальных магистралей.
Посредники могут обеспечить удобство места, времени и процедуры оформления реализации транспортных услуг в ряде случаев с меньшими издержками, чем транспортные предприятия. Однако несовершенство законодательной базы и недобросовестность некоторых посредников часто приводит к излишним удорожаниям транспортных услуг, нарушению принципа справедливой конкуренции. Поэтому транспортным организациям следует весьма осмотрительно подходить к выбору экспедиторских посредников и при возможности, например, на железных дорогах, стремиться к прямым продажам через систему фирменного транспортного обслуживания. Следует также учитывать, что задействовав одни каналы посредничества, можно лишиться возможности пользоваться другими. Международный опыт показывает, что крупным транспортным компаниям выгоднее создавать собственные системы и агентства по реализации транспортных услуг на территории страны и за рубежом (например, агенства Аэрофлота, сеть транспортных агенств по продаже проездных билетов для пассажиров на различные виды транспорта, кассы предварительной продажи билетов на поезда. Центры ФТО грузовладельцев, агентства транснациональной компании Интерконтейнер и др.).
В последние годы на железнодорожном транспорте увеличилось количество операторских компаний, являющихся собственниками подвижного состава, либо используемого его в виде аренды, которых также можно отнести к посредникам. Они пользуются за определенную плату инфраструктурой железных дорог. Взаимоотношения с такими компаниями иногда осложняются из-за нарушений тарифной политики последними и неадекватными расчетами с железной дорогой.
Поставщики транспорта — это предприятия и организации, обеспечивающие его материальными ресурсами (топливом, электроэнергией, подвижным составом, запасными частями, оборудованием, приборами, средствами связи, вычислительной техникой, материалами текущего ремонта и капитального строительства и т.п.), необходимыми для нормального функционирования транспортного производства. Задача маркетинга внимательно следить за ценами на потребляемую транспортом продукцию, поскольку рост цен на эту продукцию может привести к необходимости повышения тарифов и снижению спроса на транспортные услуги конкретного вида транспорта.
На деятельность транспорта определенное влияние оказывают также средства массовой информации, решения государственных органов, финансовые круги, различные общественные, профсоюзные, экологические и другие организации, относящиеся к микросреде маркетинга. Обычно эту группу факторов в маркетинге называют контактные аудитории. Они могут способствовать, либо противодействовать усилиям тех или иных транспортных организаций обслуживанию своих клиентов. Поэтому контактной аудиторией называют любую группу лиц или организаций, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к работе предприятия и оказывают влияние на его способность достигать поставленных целей.
Примером влияния контактных аудиторий на работу транспорта является т.н. «рельсовая война», недавние забастовки профсоюзов угольщиков «на рельсах» в Кемеровской и других областях, приведшие к частичному перекрытию движения по Транссибу и срыву транзитных перевозок контейнеров по маршруту Европа-Азия ускореными поездами. Вероятно, этот справедливый протест мог бы быть разрешен другим способом без ущерба для страны и самих угольщиков.
Таким образом, очевидно, что для разработки качественного комплекса маркетинга транспортной организации требуется учитывать многочисленные факторы микросреды маркетинга, пытаясь не только понять и учесть их, но и хотя бы косвенным образом через конкуренцию и взаимодействие повлиять на них в пользу транспорта.
Кроме рассмотренных выше факторов микросреды маркетинга на деятельность транспорта оказывают влияние и более общие силы окружающей макросреды, которые являются полностью «неподдающимися контролю» со стороны транспортных организаций и за которыми они должны внимательно следить и реагировать должным образом. Эти силы могут открывать транспортной организации новые возможности для развития, а могут и грозить опасностями резкого снижения объемов перевозок, финансовым кризисом и т.п.
Структурно макросреду маркетинга на транспорте можно представить из следующих шести основных факторов: социально-экономические, политические, демографические, природные, научно-технические, культурно-исторические.
Политические и социально-экономические реформы 90-х годов в России весьма отрицательно повлияли на работу всех видов транспорта. Общее снижение покупательной способности населения и платежеспособности предприятий привели к резкому (в 2-3 раза) снижению объемов перевозок. В то же время увеличились объемы перевозок международного сообщения, особенно экспорта из России топливно-сырьевых грузов, металлов, леса, минеральных удобрений и импорта в страну машин, оборудования, продовольственных и промышленных товаров. Учитывая это, транспортные организации стали больше уделять внимания организации международных перевозок, таможенному делу, тарифной политике в международных сообщениях, развитию транзитных транспортных коридоров и т.п. Влияние политической и социально-экономической среды на работу транспорта осуществляется через действующее антимонопольное Законодательство, гражданский кодекс, транспортные уставы и другие законы, регулирующие взаимоотношения транспорта его пользователей, транспорта и государства.
Большое влияние на работу транспорта оказывают демографические факторы. Наметившееся в последние годы снижение численности населения в нашей стране является весьма сложной проблемой не только для транспорта (спад пассажирских перевозок), но и для государственных органов. Так, численность населения России в 1999 г. снизилась по сравнению с 1990 годом почти на 7 млн.человек (145,6 млн. чел. против 152,7 млн. чел. соответственно), если учитывать, что в эти цифры вошла часть мигрирующего российского населения из бывших союзных республик, то можно говорить о весьма тревожной тенденции, требующей серьезных государственных решений. При этом происходит общее старение населения, резкое снижение продолжительности жизни россиян, мужчин даже ниже пенсионного возраста — в среднем 57 лет. Учитывая невысокие заработки основной массы населения и низкое пенсионное обеспечение, очевидно, что такое положение отрицательно сказывается на подвижности населения (за последние десять лет этот показатель снизился на 40%), его покупательной способности. Пассажирские перевозки на железных дорогах стали убыточными не только в пригородном, но и в дальнем сообщении. При этом существенное повышение стоимости проезда невозможно, т.к. это приведет к ещё большому спаду пассажирских перевозок. Значительная часть этих убытков погашается за счет доходов от грузовых перевозок путем т.н. перекрестного финансирования. Подобное положение и на некоторых других видах транспорта.
В этой обстановке маркетинговые усилия транспортных предприятий и организаций особенно в области пассажирских городских и пригородных перевозок направлены на снижение собственных затрат и поиск дополнительных источников погашения убытков за счет местных администраций и государственных дотащи Одновременно предпринимаются усилия по привлечению пассажиров за счет улучшения комфорта и повышения качества транспортного обслуживания, ведения гибкой тарифной политики, развития рекламной деятельности. Железная дорога является сейчас по существу наиболее доступным видом транспорта для большинства россиян. В то же время пассажирским перевозкам присуща большая конкуренция между видами транспорта, чем по грузовым. Это требует более активного расширения использования маркетинговых подходов к организации работы транспортных предприятий в пассажирском комплексе.
К природным факторам, влияющим на работу транспорта следует отнести удорожание стоимости энергоресурсов (нефти, каменного угля, природного газа) из-за усложнения и ограничения их добычи, необходимости дополнительных затрат в охрану окружающей природной среды и ресурсосбережение. Для России особенно актуален учет климатических сезонных условий работы транспорта зимой и летом (более длительный зимний период, практически все судоходные реки зимой замерзают, необходимость почти постоянной очистки дорог от снежных заносов, сезонность перевозок сельхозпродукции и т.п.). Руководство маркетинговых служб транспортных предприятий должно держать все эти проблемы в поле зрения и учитывать их при разработке мероприятий маркетинга.
Научно-технический прогресс оказывает огромное влияние на развитие транспорта, его способность наилучшим способом Удовлетворять потребность пользователей в транспортных услугах. Маркетологам, как и другим работникам транспорта, необходимо хорошо разбираться в изменениях и тенденциях, происходящих в научно-технической среде, с тем, чтобы предусмотреть конкурентные возможности использования новых техники и технологий на своем транспортном предприятии.
Следует учитывать, что научно-техническая среда является наиболее «драматической силой», которая в наибольшей степени определяет успех или неуспех предприятия. Электрификация железных дорог, внедрение автосцепки, электрическая централизация, высокоскоростные поезда, асинхронные электродвигатели, пневматические тормоза, развитие телекоммуникации и компьютерных технологий в течение двух-трех десятков лет совершенно преобразили содержание и организацию перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Происходят положительные изменения в отношениях с клиентурой в фирменном стиле и внешнем «облике» железнодорожного хозяйства, вместе с тем необходимо больше внимания уделять безопасности и экологичности транспорта. Загрязнение окружающей среды, вредные выбросы СО, в атмосферу, шумовое влияние, трагичность транспортных аварий, крушений и дорожно-транспортных происшествий — обратная и драматическая сторона НТП на транспорте. Решение этих проблем также должно находить отражение в разработке мероприятий маркетинговых служб транспортных предприятий.
Культурно-историческая среда накладывает определенный отпечаток на основные взгляды, ценности и нормы поведения людей в обществе, в т.ч. и на транспорте. Это находит отражение в соблюдении определенных исторических традиций, в отношениях к себе и к другим людям, к работе, общественным институтам и природе. Очевидно, что эти нормы и традиции необходимо соблюдать при принятии маркетинговых решений на транспорте, начиная с оформления различных документов, опросных анкет, рекламы, внешнего оформления транспортных средств и постоянных устройств, заканчивая разработкой и введением различных видов дополнительных услуг пользователям транспорта (например, организация специальных туристских речных маршрутов по Волге, «грибных» и «лыжных» поездов, ретро-поездов, услуг на вокзалах и в поездах, авиа-рейсы и т.п.).
Деятели рынка должны быть заинтересованы в предугадывании культурных сдвигов и эволюции традиций и ценностей в обществе для своевременного выявления новых маркетинговых возможностей. Так, необходимо учитывать открывшиеся возможности зарубежных поездок для российских граждан, традиционно отдыхавших ранее на отечественных курортах, на отдых за границу, а также по служебным делам. Для этого широко использует авиационный транспорт. Однако следует предостеречь маркетологов от копирования западных методов и стиля рекламы и маркетинговых действий с их агрессивностью, цинизмом и безнравственностью, несвойственными русскому человеку. По существу у нас еще не выработан российский стиль в рекламе с использованием традиционных духовности, доброты, терпимости и гуманности русского народа. Слабо учитывается фактор субкультуры и многонациональность нашего государства в различных документах, рекламе, дизайне транспортных средств, в обслуживании клиентуры. Требуется больший учет культурно-исторической среды при формировании структур управления, в т.ч. на транспорте, в повышении доверия людей к общественным и государственным институтам. Необходимо восстановить имидж железных дорог, по движению поездов которых, условно говоря, проверяли часы.
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Владимир Морисович Герасун
- Юрий Николаевич Нелепов
- Введение
- Тема 1. Современное состояние транспортной системы России
- 1.1. Общая характеристика транспортной системы России
- 1.2. Роль и значение транспорта в экономике страны
- 1.3. Особенности управления транспортом
- 1.4. Производственный процесс, продукция транспорта и её особенности
- Тема 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте
- 2.2. Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
- В качестве практических занятий предлагаются кейсы из учебника с.В. Саркисова «Управление логистикой» стр. 88 – 93.
- 2.3. Организация и управление транспортировкой
- Документы на перевозку грузов
- Тема 3. Логистические аспекты функционирования транспорта
- 3.1. Услуги транспорта
- 3.2. Транспортное обслуживание и его качество
- 3.3. Виды доставок и технологические схемы перевозки
- Контроль, управлениеОбратная связь
- Подвижной состав железнодорожного состава
- Локомотивы
- Маневровые
- Автомобильный транспорт
- Грузовой
- Подвижной состав морского транспорта
- Грузовой
- Трубопроводный транспорт
- Трубопроводы
- Транспорт энергии
- Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Тема: Маркетинг на транспорте
- 1.1. Проблемы и особенности маркетинга на транспорте
- 1.2.Сущность транспортной продукции и особенности транспортного рынка
- 1.3. Сущность, основные понятия и принципы транспортного маркетинга
- 1.4. Основные функции (направления) маркетинга на транспорте
- 1.5. Окружающая среда маркетинга транспортным предприятий