logo
логистика / Пособие Транспорт

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт развился за последние 50 лет в свя­зи с изменением топливно-энергетического баланса: доля угля, древесины и торфа снизилась с 80 до 22%, доля нефти и газа, наоборот, увеличилась до 78 %. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа. По тепловому эквива­ленту себестоимость добычи газа в 13 раз ниже угольной и в 3 раза ниже нефтяной. Производительность труда при добыче газа в 25 раз выше, чем при добыче угля, и в 3 раза выше, чем при добыче нефти.

Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не соответствует полностью понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособ­ленные под него пути сообщения в этом виде транспорта совме­щены в одно понятие «трубопровод».

Техническое оснащение: трубопроводный транспорт представляет собой трубопровод из сварных, как правило, стальных труб раз­личного диаметра с антикоррозийным покрытием и насосных стан­ций, расположенных на трубопроводе через каждые 100—140 км и работающих в автоматическом режиме. При перекачке газа на трубопроводе также устанавливают через каждые 200 км компрес­сорные станции для сжатия (сжижения) газа, что повышает про­изводительность перекачки.

К устройствам трубопроводного транспорта относятся также линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков, в том числе при ремонте или авариях. В комплекс технического оснащения входят также средства связи для передачи информа­ции, обеспечивающей функционирование всей системы, и со­оружения для изменения физического состояния нефти или газа, например для поддержания определенного уровня температуры, очистки газа и т.д.

Ввиду того, что основные месторождения нефти и газа в Рос­сии находятся в районах Севера и Сибири, роль трубопроводного транспорта для доставки этих грузов неоценима: по трубопрово­дам транспортируется около 95 % сырой нефти, весь природный газ и более 2/3 добываемого топлива. Трубопроводный транспорт характеризуется самыми высокими темпами развития. Это отно­сится, прежде всего, к развитию газопроводной сети.

Доля трубопроводного транспорта в общем объеме перевозок постоянно растет.

Расширение сети трубопроводов вызвано, в том числе, необ­ходимостью снятия перевозки нефти и нефтепродуктов с желез­нодорожного, речного и автомобильного транспорта. Грузонапря­женность нефтепроводов составляет 7,3 млн т-км/км, а железной дороги — примерно 16,0 млн т-км/км. Естественно, необходимо расширение сети газопроводов как единственного экологически безопасного и экономически целесообразного способа транспор­тировки газа.

Главными трубопроводами России являются: крупнейший неф­тепровод мира «Дружба» от Самары до стран Восточной Европы длиной 5116 км для снабжения нефтью Германии, Польши, Вен­грии, Чехии и Словакии (3445 км нефтепровода находится на тер­ритории нашей страны); трансконтинентальный газопровод Урен­гой — Помары — Ужгород длиной 4450 км; нефтепроводы «Транс­сибирский» по маршруту Туймазы — Иркутск длиной 3700 км;

«Союз» от Оренбурга до западной границы нашей страны протя­женностью 2750 км; Ямбург—западная граница длиной 4605 км для продажи нефти в Германию, Францию, Австрию, Швейца­рию и другие страны; Мангышлак— Поволжье— Украина длиной 2500 км. Строятся новые трубопроводные нитки Западная Сибирь-Центр, Ямал—Запад и др. Проектируется трубопровод в обход Украины через Польшу в западные страны.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства трубопроводного транспорта:

Относительные недостатки трубопроводного транспорта:

Технология работы трубопроводного транспорта характеризует­ся непрерывностью перекачки грузов. Для повышения производи­тельности трубопровода, а иногда и просто для осуществления перекачки (например, особо вязких сортов той же нефти), возни­кает технологическая необходимость изменения физико-химиче­ских свойств грузов, так как температурный режим, или вязкость, либо другие особенности при их добыче могут отрицательно вли­ять на производительность подвижного состава. Поэтому в отдель­ных случаях необходимо осуществлять подогрев или понижение температуры, обезвоживание, смешение, дегазацию (разложение отравляющих веществ, выделяемых химическими соединениями, до нетоксичных продуктов) и другие действия. Например, сорт парафинистой нефти подогревается до 50 °С, различные газы тре­буют разной температуры для сжижения (бутан сжижается при -48 °С, пропан — при -45 °С, а аммиак — при -33 °С).

Проблемы и тенденции развития трубопроводного транспорта:

Классификация трубопроводного транспорта представлена на рис.