logo search
логистика / Пособие Транспорт

1.3. Особенности управления транспортом

Особые условия выполнения производственного транспортного процесса выдвигают специальные требования к его управлению.

Под управлением понимают совокупность действий, выбранных на основе определенной информации и направленных на поддержание или улучшение функционирования процесса (объекта) в соответствии с целью его функционирования.

В нашей стране вопросы управления транспортом решаются в следующих ведомствах: Министерстве транспорта Российской Федерации, Министерстве путей сообщения Российской Федерации (МПС России) — для железнодорожного транспорта России и Межведомственной комиссии. Работа в области транспорта на территории СНГ регулируется Координационным транспортным совещанием.

Управление трубопроводным транспортом и транспортом энергии сосредоточено не в транспортном министерстве, а в соответствующих ведомствах — Министерстве природных ресурсов РФ и Российском акционерном обществе энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России»).

В Министерстве транспорта Российской Федерации созданы департаменты по каждому виду транспорта. Выделение самостоятельного министерства для управления железнодорожным транспортом обусловлено исторической традицией. Сеть железных дорог расположена таким образом, что связывает всю страну в единое целое.

Структура управления железными дорогами России отличается четырехуровневым построением: МПС — 17 железных дорог — отделение —линейное предприятие. На Транссибирской магистрали двухуровневое построение: МПС — железная дорога Транссиб. В Федеральной авиационной службе двухуровневое построение: центр — регионы.

Роль Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации в рыночных условиях заключается в проведении государственной политики для полного транспортного обеспечения всех отраслей экономики и населения при снижении затрат на перевозки. Министерство транспорта Российской Федерации координирует работу разных видов транспорта и их взаимодействие. Транспортные министерства отстаивают интересы транспорта в правительстве, разрабатывают концепции развития транспорта в целом и путей сообщения на основе прогноза спроса на транспортные услуги, готовят проекты законодательных и подзаконных актов, стандартов, норм и правил, определяющих порядок работы каждого вида транспорта (независимо от форм собственности) и дорожно-транспортного комплекса, содействуют формированию рынков транспортных услуг и дорожных работ и др.

Федеральная авиационная служба выделена из состава Министерства транспорта Российской Федерации в 1996 г. с целью контроля безопасности полетов, исполнения законодательных и других правовых актов, касающихся деятельности гражданской авиации. Служба лицензирует деятельность гражданской авиации, дает технико-экономическое обоснование проектов развития авиационных объектов, включая системы организации движения, формирует рынок перевозок, координирует выполнение обязательств по международным договорам в области гражданской авиации и др.

Рис. 1.1. Схема управления эксплуатационной деятельностью транспортною предприятия

В России все пути сообщения любого вида транспорта принадлежат государству. Во всем мире принято сосредоточивать вопросы транспорта в одном органе, как правило, транспортном министерстве, которое не занимается регулированием производственной деятельности частных предприятий.

Вопросы управления эксплуатационной деятельностью транспортных предприятий связаны напрямую с особенностями производственного процесса и продукции транспорта. Управление эксплуатационной деятельностью транспортного предприятия может осуществляться по схеме, представленной на рис. 1.1.

Блок «Информация» должен отражать дислокацию грузовладельцев, особенности транспортного процесса, грузопотоки, их структуру, оперативные данные. В заявке потребителя на перевозку должно быть указано, кому какой груз, в каком количестве, откуда и куда, в какие сроки необходимо перевезти. В заявке желательно дать информацию о грузовладельцах, в частности, о наличии у них механизмов и пандусов для погрузочно-разгрузочных работ, времени работы складов и т.д.

Одновременно от Гидрометцентра России, дорожных и инспектирующих организаций (для автотранспорта, например, от ГИБДД, Транспортной инспекции) и других учреждений необходимо получить оперативную информацию об определенных изменениях на трассе следования (ремонт дорог или искусственных сооружений, закрытие отдельного участка дороги и т.п.).

При работе с постоянной клиентурой желательно создавать банки данных об особенностях взаимоотношений с клиентом.

Блок «Цель и задачи» отражает общую политическую линию в экономике транспортного предприятия на данный момент времени (например, получение максимальной прибыли от данной перевозки; расширение круга своих заказчиков или завоевание новых сегментов рынка (предприятие временно может снизить стоимость на перевозку до себестоимости); уменьшение времени на погрузочно-разгрузочные работы и др.). В соответствии с целями ставятся определенные задачи.

Блок «Планирование» определяет длительность взаимоотношений с заказчиками, их требования и т.д. Предприятие может планировать свою работу на длительный срок (год, квартал, месяц) или в оперативном режиме (например, на сутки).

Блок «Принятие решений» базируется на планировании, целях и текущей информации. Полученные данные вносят в путевые листы, которые получают водители перед выходом на маршрут.

Блок «Исполнение решений» ложится, прежде всего, на диспетчерскую службу и водителя. Чтобы решение выполнялось без сбоя, водитель должен быть детально ознакомлен с маршрутом следования, возможными сложностями, особенностями приемосдаточных работ груза у грузовладельцев.

Блок «Контроль» имеет особое значение для бесперебойной работы предприятия. Контроль обеспечивает гарантию безопасности и качества перевозки, а также дальнейшее совершенствование перевозочного процесса. Как указывалось ранее, контроль за осуществлением процесса транспортировки усложнен из-за отсутствия обратной связи (особенно у автомобильного транспорта) в связи с повышенной мобильностью и независимостью движения. Информация, получаемая на этой стадии управления в основном по приборам типа спидометр, тахограф, «черный ящик», а также из документов, находящихся у водителя на маршруте, дает объективную картину фактических условий протекания процессов. После анализа эти данные поступают в блок «Информация». Это помогает проектировать следующий перевозочный процесс с учетом выявленных особенностей и устранять допущенные ошибки.

Организация и управление транспортировкой грузов на государственном уровне регулируются большим количеством законодательных и нормативно-правовых актов, а также международными соглашениями и конвенциями. Однако специального транспортного законодательства нет. Многие нормы и правила противоречат друг другу. Это относится, прежде всего, к уставам и предуставным правилам. В действующих нормативных документах занижена ответственность транспорта за недостатки транспортного обслуживания, нормативы качества обслуживания определяются владельцами транспортных средств, исходя из своих возможностей, не учитывая многих требований потребителей услуг.

Для перевозок внутри России основными нормативными документами являются:

Организация транспортировки товаров конкретизируется:

Практическое управление ходом надлежащим образом организованных перевозок осуществляется с помощью правильно организованного документооборота и документирования, информатизации и компьютеризации всех транспортных процессов. Таким образом, управление транспортом должно базироваться на следующих факторах: