1.2. Роль и значение транспорта в экономике страны
На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности ее отраслей и населения в оперативном перемещении грузов и пассажиров. При развитии рыночных отношений особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков перемещения, установленных заказчиком перевозок.
Основной особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью.
Отсюда и его специфическая роль в обеспечении (опосредованно) роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени омертвления материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быстрой его доставки в комфортных условиях.
Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя и в роли работодателя, так как использует транспортные средства, топливо и другую продукцию различных отраслей экономики, а также трудовые ресурсы.
Темпы развития транспорта должны несколько опережать потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров является серьезным тормозом в развитии экономики.
Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства. Так, плохие дороги или отсутствие дорог не позволяют вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограниченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к месту работы или проживания может отрицательно сказываться на их здоровье и работоспособности.
Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства. Продукт только тогда готов к использованию, когда закончилось его перемещение к месту потребления. При этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в средства производства и процессы выработки товаров на тех предприятиях, которые он обслуживает, т.е. в определенных случаях транспорт является составной частью технологического процесса производства данного продукта.
Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов или пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на стоимость складского хозяйства и т.д. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система «деньги—товар—деньги», на которой строится любая экономика.
Транспорт — очень трудоемкая отрасль, в которой занято более 10 % работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет 60 % мирового производства жидких нефтепродуктов, 20 % стали, 80 % свинца, 70 % синтетических каучуков, 40 % лакокрасочных изделий и др.
На транспорте одновременно находится примерно 27—30 млн. т различных грузов.
Одним из показателей уровня развития страны является состояние транспорта.
Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.
Транспорт способствует монолитности государства, позволяет маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации. В этом состоит политическое значение транспорта.
Культурное значение транспорта состоит в возможности распространения с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образование населения. Сам транспорт также стал элементом культуры:
создаются музеи по всем или отдельным видам транспорта;
проводятся выставки достижений транспортной промышленности;
организуются общества по распространению идей и достижений на транспорте.
Туризм, являясь элементом культуры, задействует все виды транспорта. Так, на морском транспорте существует сеть круизных маршрутов, которые работают во взаимодействии с наземными видами транспорта. Особая роль в туризме, а главное в экскурсионном обслуживании, отводится автомобильному транспорту.
Социологическое значение транспорта состоит в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т.е. времени, необходимого для восстановления их производственных и творческих способностей. При недостатках в работе транспорта, обслуживающего население, транспортная усталость может снижать производительность труда на 12 %.
Неоценимо научное значение транспорта. Потребность в совершенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки, в свою очередь, позволяет транспорту оказывать услуги населению на более высоком уровне при уменьшении затрат.
Транспорт имеет большое значение для обороны страны, так как с его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.
Примером может служить перебазирование промышленного производства из европейских регионов страны за Урал в самом начале Великой Отечественной войны, что обеспечило нашей стране победу над Германией.
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Владимир Морисович Герасун
- Юрий Николаевич Нелепов
- Введение
- Тема 1. Современное состояние транспортной системы России
- 1.1. Общая характеристика транспортной системы России
- 1.2. Роль и значение транспорта в экономике страны
- 1.3. Особенности управления транспортом
- 1.4. Производственный процесс, продукция транспорта и её особенности
- Тема 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте
- 2.2. Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
- В качестве практических занятий предлагаются кейсы из учебника с.В. Саркисова «Управление логистикой» стр. 88 – 93.
- 2.3. Организация и управление транспортировкой
- Документы на перевозку грузов
- Тема 3. Логистические аспекты функционирования транспорта
- 3.1. Услуги транспорта
- 3.2. Транспортное обслуживание и его качество
- 3.3. Виды доставок и технологические схемы перевозки
- Контроль, управлениеОбратная связь
- Подвижной состав железнодорожного состава
- Локомотивы
- Маневровые
- Автомобильный транспорт
- Грузовой
- Подвижной состав морского транспорта
- Грузовой
- Трубопроводный транспорт
- Трубопроводы
- Транспорт энергии
- Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Тема: Маркетинг на транспорте
- 1.1. Проблемы и особенности маркетинга на транспорте
- 1.2.Сущность транспортной продукции и особенности транспортного рынка
- 1.3. Сущность, основные понятия и принципы транспортного маркетинга
- 1.4. Основные функции (направления) маркетинга на транспорте
- 1.5. Окружающая среда маркетинга транспортным предприятий