2.2. Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
Предприятия, содействующие исполнению компанией-поставщиком контрактов по продажам и поставкам товаров получателям, получили название провайдеры логистики.
Провайдерами логистики являются предприятия, содействующие организации и осуществлению доставки товаров при международных и внутренних перевозках.
Это могут быть экспедиторские компании, брокерские (обеспечивающие фрахтование морского тоннажа для клиента), компании, осуществляющие таможенные операции. Иными словами, все те предприятия и фирмы, которые содействуют организации и осуществлению доставки товаров, продвижению их на внутренние и международные рынки. Особое место среди провайдеров логистики занимают транспортно-экспедиторские компании. Именно на их долю приходится основная нагрузка по обеспечению организации и осуществлению логистический операций. Именно они предоставляют грузоотправителям максимальное количество услуг по организации и осуществлению доставки товаров.
Доставку товара от места его производства и до места потребления можно подразделить как бы на два вида операций: на собственно транспортировку, выполняемую транспортными предприятиями, и на дополнительные операции, охватывающие комплекс различных, порой сложных и трудоемких работ, связанных с перевозкой груза, но выходящих за пределы обычных функций перевозчиков.
Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) предполагает единую ответственность за своевременную доставку и сохранность грузов от отправителя до получателя с комплексом специфических услуг, освобождающих грузовладельцев от несвойственных им сбытовых и распределительных функций, связанных с реализацией продукции, при использовании прогрессивных логистических технологий.
Экспедиция (от лат. expeditio — отправка, рассылка и expedire — ускорить) — учеждение или его отдел для отправки, рассылки чего-либо, например грузов, корреспонденции.
Транспортная экспедиция выделяется из сферы производства, торговли и транспорта и функционирует в качестве самостоятельного юридического лица. Транспортно-экспедиционные предприятия (фирмы) берут на себя функции, которые предшествуют непосредственно транспортировке или следуют за ней, ускоряя весь процесс доставки и минимизируя затраты по всей цепочке перевозки грузов.
Впервые такое обслуживание появилось в начале XIII в. — в период образования внутренних и внешних рынков Европы. Торговлю стали вести через посредников — фрахтеров, которые оплачивали сборы на границах, осуществляли смену лошадей, охраняли грузы в пути. В XVIII в. фрахтеры стали независимыми специалистами по торговым путям, что позволило им организовывать доставку грузов к основным торговым центрам за комиссионное вознаграждение. Конторы таких посредников появились в крупных морских портах Европы — Антверпене, Лондоне, Неаполе и др. Посредник получил название «экспедитор». Появление железных дорог упрочило положение экспедиторов.
Первые организации транспортно-экспедиционного обслуживания появились в России в 80-е гг. XIX в. на железнодорожном транспорте (в Америке — в 1815 г.). В XIX в. произошло разделение функций перевозчика и экспедитора и выделение транспортно-экспедиционного обслуживания в самостоятельную юридически закрепленную область деятельности с созданием Союзов экспедиторов.
В настоящее время существуют следующие объединения:
Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА);
Балтийский и международный морской совет (БИМКО);
Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов и др.
Кроме предприятия ТЭО непосредственно на железнодорожных станциях, привлекавших грузы и пассажиров на железную дорогу и совершенствовавших перевозочный процесс, стали появляться самостоятельные крупные Транспортно-экспедиционные предприятия, выполнявшие все вспомогательные операции, связанные с выбором вида сообщения и организацией перевозочного процесса. Эти предприятия были полномочными посредниками между грузовладельцами и транспортными предприятиями. В Уставе железных дорог от 1922 г. предприятия ТЭО на железнодорожном транспорте были узаконены, а в 60-х гг. XX в. они начали развиваться и на автомобильном транспорте и явились связующим звеном в единой транспортной системе. В настоящее время на железных дорогах создают Центры фирменного транспортного обслуживания, основанные на принципиально новых взаимоотношениях с грузовладельцами с целью привлечения больших объемов грузов и повышения конкурентоспособности.
Значение транспортной экспедиционной деятельности особенно возросло с развитием контейнерных перевозок, что, в свою очередь, вызвало более широкое развитие смешанного сообщения. В смешанном сообщении обычно функции организатора всего транспортного процесса берет на себя крупная организация ТЭО. За рубежом экспедиторские фирмы имеют разветвленную сеть своих представительств во многих городах и странах мира.
В 1999 г. вышло Постановление Министерства труда России № 3 от 22.02.99 г. «Об утверждении квалификационной характеристики должности "транспортный экспедитор"», в котором оговорены обязанности работников по экспедированию грузов.
В России экспедиторские компании действуют на основании Гражданского кодекса РФ (Глава 41. Транспортная экспедиция. Статьи 801-806).
По договору экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; обязанность экспедитора - заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. (Статья 801).
В качестве дополнительных услуг, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. (Статья 801).
Договор на экспедиторское обслуживание заключается в письменной форме. Кроме того, клиент выдает экспедитору доверенность на выполнение необходимых операций.
Клиент обязан предоставить экспедитору всю необходимую документацию и информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.
Если из договора не следует, что экспедитор должен выполнять свои обязанности лично, то он имеет право привлечь к их выполнению третьи лица. Однако это не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
За осуществление операций экспедиторские предприятия берут комиссионное вознаграждение. Величина комиссии зависит от объема работ, от сложности предоставленных услуг, от категории груза, от вида задействованного транспорта, от вида сообщения и маршрута перевозки. За чисто посреднические операции или услуги, не носящие производственного характера (например, выписка документации, содействие в планировании транспортных средств) величина комиссионного вознаграждения невелика - не более 1,5% от стоимости доставки товара. За более значительные операции и услуги 3-5%. Российская практика такова, что часто экспедиторские фирмы просто называют величину оплаты их услуг.
Экспедитор должен выполнять доставку грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки, оговоренные договором с грузовладельцем; координировать взаимодействие всех участников процесса доставки; составлять технологические и экономические обоснования схем и маршрутов доставки с учетом требований грузовладельцев; предоставлять услуги по приему, перевозке и выдаче грузов; следить за маркировкой и обозначением грузов и пломбировкой транспортных средств; отслеживать ход, сроки и условия выполнения перегрузочных, складских и упаковочных работ; нанимать (фрахтовать) транспортные средства (автомобили, вагоны, суда, самолеты).
Экспедитор оформляет товарно-транспортные документы на всех этапах реализации процесса перемещения груза по маршруту, а также таможенные декларации и другие документы, необходимые для таможенной очистки грузов; страховые документы; коммерческие и другие акты при повреждении, недостаче грузов или транспортных средств, нарушении пломб. В обязанности экспедитора входит расчет провозных платежей и сборов; учет документации и составление статистической отчетности и транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор информирует грузовладельцев о движении и прибытии грузов; он осуществляет при необходимости сопровождение грузов, переадресовку или реализацию невостребованных грузов, их розыск; ведет дела по претензиям.
Экспедитор организует контейнерные перевозки, начиная с подбора и доставки оптимального типа контейнера, проводит контроль движения контейнеров, вывоз их по графику с учетом возврата порожних и завоза груженых и т.д. В обязанности экспедитора могут входить также операции по маркетинговым исследованиям рынка, укрупнению и разукрупнению партий отправки, подбору ассортимента; упаковке, маркировке и хранению грузов; отслеживание уровня материальных запасов; консультации по рациональной таре и упаковке, правовым и финансовые вопросам.
Экспедиторские фирмы также занимаются перевозкой бытовых грузов и пассажиров на магистральных видах транспорта (перевозка домашних вещей, доставка на дом получателю багажа, мебели из магазинов и складов или топлива, предоставление грузовых автомобилей-такси, упаковка и отправка домашних вещей, транспортировка сельскохозяйственной продукции на рынки и т.д.). Транспортно-экспедиционные предприятия могут располагать складами, базами, сортировочными и накопительными центрами терминалами, цехами по выпуску тары и упаковки, автомобилями, контейнерами, перегрузочной техникой.
Таким образом, наиболее важными для грузовладельцев являются транспортно-экспедиторские операции, так как именно транспортно-экспедиторское обслуживание грузов представляет наибольший интерес для организаций и предприятий. В соответствии с международной практикой экспедиторские организации, фирмы, компании призваны представлять и защищать интересы грузовладельца. Экспедиторская компания по своему статусу обязана действовать от лица и по поручению клиента (грузовладельца), организуя обслуживание груза в процессе его доставки и выполняя ряд операций, которые поручает ей клиент.
Обобщим, наиболее распространенными транспортно-экспедиторскими операциями по обслуживанию грузов являются:
консультирование клиентуры при выборе вида и средств транспорта с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности доставки груза;
консультирование по маршруту перевозки, по виду сообщения, по транспортным условиям контракта и базисам поставки товара;
организация доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию, порт, аэропорт (т.е. до магистрального транспорта) или со станции, порта, аэропорта до склада получателя;
упаковка и переупаковка, маркировка и перемаркировка;
комплектация грузовых партий, то есть объединение мелких партий в сборную крупную партию (отправку) с целью наиболее рационального использования провозной способности транспортных средств и получения более выгодных тарифов для грузовладельцев (в подавляющем большинстве случаев тарификация мелких отправок не выгодна клиентуре);
посредничество в заключении грузовладельцем договоров с перевозчиками, складскими компаниями, портами, страховыми фирмами и вообще любыми предприятиями, задействованными в процессе доставки товара;
оказание помощи грузовладельцам или выполнение по поручению грузовладельцев таможенных, санитарных, карантинных, ветеринарных и др. операций, связанных с доставкой товаров;
передача груза перевозчику или его грузовому агенту (порту, пристани, станции) с оформлением приемо-сдаточной, перевозочной и пр. необходимой документации;
организация хранения груза на складах (возможно на собственном складе);
организация или выполнение собственными средствами погру-зочно-разгрузочных работ при погрузке, выгрузке или перевалке груза;
содействие в расчетах за товар и за выполнение операций, связанных с доставкой товара;
прием груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового агента, проверка числа мест, веса, состояния тары и упаковки, а иногда и качества самого груза с привлечением для этого экспертов (сюрвейеров);
оформление претензионной документации (коммерческих актов о недостатках, излишках, повреждении груза и тары, пересортице и т.д.) совместно с перевозчиками или их грузовыми агентами;
производство расчетов за перевозку и погрузочно-разгрузоные работы в пунктах отправления и назначения груза;
рассортировка крупных партий груза по партиям, сортам и размерам
организация личного сопровождения груза в процессе доставки.
Транспортно-экспедиционные фирмы отвечают за все звенья процесса перевозки, а предприятия транспорта в этом случае выступают в роли субподрядчиков. Крупные организации ТЭО имеют договоры со множеством транспортных предприятий, например, японская фирма «Ниппон-Экспресс» сотрудничает с 15 тысячами автохозяйств. Среди отечественных фирм можно отметить концерн «Союзвнештранс», ОАО «Союзтранзит», ОАО «Совфрахт», ЗАО «Совтрансавто», концерн ЭСТО и др. С Россией активно сотрудничают иностранные фирмы «Весотра» (Германия), «Асотра» (Австрия), «Италсотра» и «Долфин» (Италия).
Большинство организаций ТЭО являются акционерными обществами. За рубежом их деятельность регулируется специальными акционерными законами, например, во Франции — законом о торговых товариществах от 1966 г., в Англии — Законом о компаниях от 1985 г., в США положение таких предприятий определяется законами отдельных штатов. В США доступ в отрасль грузовых экспедиторов достаточно затруднен — они должны отвечать повышенным требованиям пригодности к выполнению своей деятельности. В Европе законодательство защищает интересы экспедитора. Например, в Германии заявление для регистрации экспедиторского общества рассматривается в суде в присутствии учредителей, членов правления и наблюдательного совета, и если фирма обслуживает город, то она регистрируется в муниципалитете; мелкие специализированные экспедиции могут пройти регистрацию в порту или на железнодорожной станции.
Экспедитор при участии в создании логистической системы, особенно если он имеет свой склад или контейнерный терминал, получает постоянных заказчиков и преимущественное право доставки груза. Роль экспедитора в последнее время возросла в связи с внедрением метода логистики по принципу «точно в срок». Так, сейчас образовались фирмы по доставке почтовых корреспонденции (информации) и посылок (мелких партий грузов) по всему миру в кратчайшие сроки (в пределах одних суток), например American Express, Federal Express FedEx, автомобили которых можно увидеть и на дорогах России. В Германии, например, доставка почты осуществляется по разным графикам при различной оплате: до утра следующего дня, в течение дня, в ограниченный срок. Контейнеры в Германии доставляются по принципу «за ночь».
Современным методом организации доставки товаров является построение и использование провайдерами логистики интермодальных систем (транспортных коридоров).
Дело здесь в том, что большинство грузов идет в смешанном coобщении с участием различных видов транспорта. Для того, чтобы успешно организовать и осуществить их движение по варианту «от двери до двери», требуется наличие специальной компании, которая взяла бы на себя вопросы общей организации всего процесса доставки, обеспечила выписку сквозной документации, котировку сквозной ставки тарифа. Подобные компании, оказывающие клиентуре указанный спектр услуг в рамках осуществления доставки товаров и получили название операторов смешанных перевозок.
Компании - провайдеры логистики, осуществляющие доставку товаров по интегрированным транспортно-технологическим системам получили название операторов интермодальных перевозок, и операторов интермодальных систем.
Основными направлениями развития и совершенствования ТЭО можно считать расширение услуг и ответственности за их выполнение, подготовку кадров, более тесное взаимодействие видов транспорта и клиентуры и др. Важное значение отводится созданию единых информационных систем и центров для отдельных регионов, всей страны или ряда стран, что дает возможность в оперативном режиме осуществлять сбор и обработку информации обо всех грузопотоках, перераспределять их по направлениям, обеспечивать обратную загрузку транспортных средств, перебрасывать подвижной состав под конкретные грузопотоки в любой стране, применять безбумажную технологию при документообороте, централизацию расчетов и т.д.
- Транспортное обеспечение коммерческой деятельности
- Владимир Морисович Герасун
- Юрий Николаевич Нелепов
- Введение
- Тема 1. Современное состояние транспортной системы России
- 1.1. Общая характеристика транспортной системы России
- 1.2. Роль и значение транспорта в экономике страны
- 1.3. Особенности управления транспортом
- 1.4. Производственный процесс, продукция транспорта и её особенности
- Тема 2. Транспортная обеспеченность и система управления транспортом
- 2.1. Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте
- 2.2. Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
- В качестве практических занятий предлагаются кейсы из учебника с.В. Саркисова «Управление логистикой» стр. 88 – 93.
- 2.3. Организация и управление транспортировкой
- Документы на перевозку грузов
- Тема 3. Логистические аспекты функционирования транспорта
- 3.1. Услуги транспорта
- 3.2. Транспортное обслуживание и его качество
- 3.3. Виды доставок и технологические схемы перевозки
- Контроль, управлениеОбратная связь
- Подвижной состав железнодорожного состава
- Локомотивы
- Маневровые
- Автомобильный транспорт
- Грузовой
- Подвижной состав морского транспорта
- Грузовой
- Трубопроводный транспорт
- Трубопроводы
- Транспорт энергии
- Специализированные и нетрадиционные виды транспорта
- Тема: Маркетинг на транспорте
- 1.1. Проблемы и особенности маркетинга на транспорте
- 1.2.Сущность транспортной продукции и особенности транспортного рынка
- 1.3. Сущность, основные понятия и принципы транспортного маркетинга
- 1.4. Основные функции (направления) маркетинга на транспорте
- 1.5. Окружающая среда маркетинга транспортным предприятий