3.1.1. Специализация и кооперирование в авторемонтном производстве
В практике отечественного машиностроения выделяются три основных вида специализации:
предметная (производство готового продукта);
подетальная (производство части продукта, узла, детали);
технологическая или стадийная (выполнение отдельных технологических процессов и операций) [1, 2, 3].
Определение предметной специализации, как специализации на предприятии по изготовлению изделий в готовом виде, не отражает полностью ее существа. Предметно специализированным предприятием следует считать предприятие, имеющее в своем составе весь основной комплекс производства выпускаемого изделия, за исключением некоторых приобретаемых изделий и узлов, обладающих явно выраженной спецификацией производства (для машиностроения – резинотехнические, асбестовые, карболитовые изделия, электрооборудование, подшипники и др.).
В данном случае происходит разделение труда, при котором каждое предприятие специализируется на изготовлении какого-то агрегата или группы агрегатов и на выделении определенной стадии (сборки) в самостоятельное производство. Предприятия, изготавливающие двигатели, передние и задние мосты и другие агрегаты автомобилей, являются подетально специализированными. Завод, производящий сборку готового изделия на поступающих по кооперации агрегатах, выполняет стадию производства и, следовательно, должен быть отнесен к типу технологически специализированных [4, 5].
При определении типа специализации производства следует руководствоваться не тем, в каком виде выпускает предприятие готовую продукцию, а принципом организации производства. В частности, если предприятие, выпуская изделие в готовом виде, производит большинство необходимых работ собственными силами, независимо от их однородности, такие предприятия следует отнести к категории предметно-специализированных. Если же происходит специализация производства по признаку однородности выпускаемых изделий (деталей, узлов, агрегатов), имеет место подетальная специализация.
В случае же однородности технологических процессов или выделения стадии производства имеет место технологическая или стадийная специализация. Так, Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева выпускает в готовом виде автомобили. При этом на заводе имеется свое литейное, кузнечное, металлообрабатывающее производство, самостоятельные механосборочные цехи. Такое предприятие следует отнести к предметно-специализированному, так как здесь происходит изготовление конечного продукта от литейного производства до сборки готовых изделий – автомобилей. Уровень специализации предприятия определяется удельным весом основного вида выпускаемой продукции во всем объеме производства. В частности, на заводе им. И.А. Лихачева основным изделием является базовая модель автомобиля ЗИЛ-130.
Примером подетальной специализации может служить Заволжский моторный завод, который уже в настоящее время изготовляет двигатели автомобилей ГАЗ, поставляя их по кооперации Горьковскому автомобильному заводу.
В данном случае завод специализируется уже по признаку выпускаемой продукции, т.е. конечным продуктом его будет являться двигатель, хотя и для разных моделей автомобилей.
В отличие от завода им. И.А. Лихачева на специализированном моторном заводе основным изделием уже является не базовая модель, а конструктивно подобный агрегат для различных моделей автомобилей. Наиболее ярким примером технологической специализации являются литейные и кузнечные предприятия. Сборочные предприятия также следует относить к технологически специализированным, так как здесь имеет место выделение стадии производства. В этом случае уровень специализации определяется по технологической (стадийной) подобности выполняемого вида работ.
Вполне закономерно стремление подетально и технологически специализированных предприятий к производству изделий одной модели. Лучшим типом предприятий с точки зрения организации производства является подетально и технологически специализированное на одной базовой модели или одном виде изделий.
Специализация производства немыслима без кооперирования. Только совместными усилиями предприятий, изготавливающих часть продукта (деталь, агрегат), и головным предприятием, собирающим их в готовые изделия, можно изготовить изделие в том виде, в каком оно требуется для общества. Кооперирование требует от предприятий-смежников высокой организационной и технологической дисциплины.
В соответствии с существующими видами специализации различают три вида кооперирования: агрегатное, подетальное и технологическое.
Агрегатное кооперирование предусматривает поставку головному предприятию готовых агрегатов к выпускаемому изделию, подетальное – узлов и деталей (поршни, вкладыши и т.д.), технологическое – заготовок или выполнение отдельных операций процесса (литье, поковки, гальванические покры- тия и т.д.).
В промышленности широко практикуется кооперирование предприятий различных ведомств и различных отраслей. Так, машиностроительные заводы полностью обеспечиваются резинотехническими изделиями с предприятий химической промышленности, узлами и агрегатами электрооборудования с предприятий электротехнической промышленности и т.д.
За последние годы все большее распространение находит кооперирование, в основе которого лежит территориально-рациональное использование свободных мощностей близко расположенных предприятий. Высокую экономическую эффективность приобретает создание специализированных предприятий по определенным видам работ, способных удовлетворить нужды всего обслуживаемого района. Примером таких предприятий могут служить специализированные заводы по литью (Центролит), по кузнечной обработке (Центрокуз), по изготовлению нормалей и т.д.
Прежде чем перейти к определению форм специализации авторемонтного производства, рассмотрим некоторые его особенности. К ним относятся:
многообразие технологических процессов;
распыленность авторемонтного производства;
влияние транспортных расходов на стоимость капитального ремонта;
сложность расчета потребности материалов и запасных частей.
- Содержание
- 1. Пояснительная записка
- 2. Рабочая программа дисциплины
- Тема 1. Виды специализации предприятий в авторемонтном производстве.
- Тема 2. Эффективность ремонта автомобилей.
- Тема 3. Модернизация автомобилей, их систем и агрегатов при ремонте: увеличение ресурса и улучшение характеристик по сравнению с базовыми моделями.
- Тема 4. Совершенствование методов обкатки и испытаний силовых агрегатов автомобилей как суперфинишного процесса обработки и отделки рабочих поверхностей деталей.
- Тематический план дисциплины
- 3. Опорный конспект лекций
- 3.1. Виды специализации предприятий в авторемонтном производстве
- 3.1.1. Специализация и кооперирование в авторемонтном производстве
- 3.1.2. Многообразие технологических процессов в авторемонтном производстве
- 3.1.3. Влияние транспортных расходов и цены материалов на стоимость авторемонтного производства
- Изменение коэффициента, учитывающего изменение себестоимости в зависимости от мощности авторемонтного предприятия
- 3.2. Эффективность ремонта автомобилей
- 3.2.1. Оценка экономической эффективности технологии ремонта автомобилей
- 3.2.2. Оценка прогрессивности технологии и используемого оборудования
- 3.2.3. Сроки действия технологии ремонта деталей
- 3.2.4. Технологические методы повышения производительности оборудования в авторемонтном производстве
- 3.2.5. Оптимизация показателей качества ремонта автомобилей
- 3.3. Модернизация автомобилей, их систем и агрегатов при ремонте: увеличение ресурса и улучшение характеристик по сравнению с базовыми моделями
- 3.3.1. Эксплуатационные свойства автомобилей
- Уменьшение доли свободного конвективного теплообмена в моторных отсеках отремонтированных легковых автомобилей и автобусов при «переднем» расположении двигателей
- Совершенствование систем прогрева двигателей Раба-ман при ремонте автобусов «Икарус‑260», «Икарус‑280»
- Температуры прогрева двигателей ман (с)
- К вопросу оценки отношения хода поршня s к диаметру цилиндра d для автомобильных двигателей с воспламенением от сжатия при восстановлении автомобиля с заменой силового агрегата
- Данные о теплоотводе от рабочего тела с учетом диаметра цилиндра d
- 3.3.4. Модернизация систем смазки при ремонте двигателей змз-402, змз-511 и других
- Содержание воздуха и газов в масле
- 3.3.5. Выбор материала для блоков цилиндров автомобильных двс при ремонте автомобилей с заменой двигателей
- 3.3.6. Совершенствование газовоздушных трактов автомобильных двигателей при ремонте автомобилей Газотурбинный наддув
- Инерционный наддув
- 1 И 2 кривые, характеризующие соответственно первую и вторую выпускные системы
- 3.3.7. Совершенствование систем охлаждения двигателей при ремонте автомобилей Расчет теплорассеивающей поверхности радиатора
- Совершенствование при ремонте работы воздухозаборников систем питания двигателей отремонтированных транспортных машин в условиях снегопада
- Аэродинамические характеристики «ветровой тени» кабин
- Объемное содержание снега (Уснега) в 1 м3 воздушного потока на высоте от уровня дороги (h) в метрах
- Оптимизация температурного состояния деталей отремонтированных силовых агрегатов автомобилей
- Влияние формы камеры сгорания поршневого автомобильного двигателя на параметры процесса сжатия в отремонтированных двигателях автомобилей
- Оптимизация параметров и условий работы систем смазки при регулировке двигателей змз, газ, ваз после их ремонта
- 3.4. Совершенствование методов обкатки и испытаний силовых агрегатов автомобилей как суперфинишного процесса обработки и отделки рабочих поверхностей деталей
- 3.4.1. Совершенствование режимов обкатки и испытаний дизельных двигателей типа ямз и КамАз
- Действовавший ранее и новый режимы приработки двигателей ямз-236 и ямз-238
- Режимы приработки двигателей при работе на дизельном топливе и с присадкой 2% алп-2 к топливу
- 3.4.2. Испытание и обкатка агрегатов турбонаддува дизельных автомобильных двигателей большого литража
- Режим испытания турбокомпрессора
- 3.4.3. Испытания и обкатка коробок перемены передач дизельных силовых агрегатов типа ямз, КамАз
- 3.4.4. Испытания синхронизаторов коробок перемены передач отремонтированных силовых агрегатов дизельных двигателей большого литража
- 3.4.5. Основы принудительной технологии восстановления силовых агрегатов с двигателями типа ямз и КамАз
- 3.4.6. Особенности испытаний новых и восстановленных задних мостов грузовых автомобилей типа газ-3307 и «Валдай»
- 4. Контроль знаний
- Список рекомендуемой литературы