logo
[megashare

47. Устройство и работа спидометров, одометров и тахометров

Спидометры дают водителю информацию о скорости движения автомобиля и о пройденном пути. Соответственно спидометр состоит из двух узлов - скоростного (собственно спидометра) и счетного узла, который иногда называют одометром, указывающего пробег автомобиля. Привод спидометра осуществляется гибким валом, если длина приводного троса не превышает 3,55 м, или с помощью электрического синхронного привода. Скоростной узел спидометра, преобразующий частоту вращения его входного вала в перемещение стрелки, принципиально устроен одинаково у всех типов спидометра. Основу его составляет постоянный магнит, закрепленный на входном валу, и картушка, охватывающая магнит и выполненная из электропроводящего материала, чаще всего алюминия, соединенная со стрелкой. При вращении магнита его силовые линии пересекают тело картушки, в которой наводятся при этом вихревые токи, тем больше, чем больше скорость вращения магнита. Сила взаимодействия магнитного потока магнита и вихревых токов увлекает, картушку в сторону вращения магнита, так же, как это происходит с ротором асинхронного двигателя. Однако картушка может только поворачиваться, так как ее вращению препятствует упругая пружина, уравновешивающая действие магнитных сил. Угол поворота картушки и связанной с ней стрелки зависит от величины, магнитного потока магнита, материала картушки, упругих свойств пружины и частоты вращения приводного вала спидометра, пропорциональной скорости движения автомобиля. Поскольку все эти параметры, кроме скорости автомобиля, являются неизменными, стрелка прибора указывает значение скорости на шкале. Магнитный экран, охватывающий картушку снаружи, служит своеобразным магнитопроводом и усиливает магнитный поток в зоне расположения картушки: Температурная погрешность спидометра компенсируется с помощью магнитного термошунта, прижатого к магниту. С ростом температуры сопротивление картушки возрастает, но одновременно снижается магнитная проницаемость термошунта, часть магнитного потока, замыкающегося через него, уменьшается, возрастает магнитный поток, пронизывающий картушку.

Конструкция спидометра с электроприводом отличается тем, что приводной вал спидометра вращается электродвигателем, получающим питание от датчика, выполненного в виде синхронного генератора, возбуждаемого постоянным магнитом.

Электрические тахометры имеют скоростной узел, аналогичный узлу спидометра. Тахометры с электроприводом используют те же датчики, что и спидометры, и ту же схему управления. Какого-либо обслуживания или дополнительных регулировок тахометра в эксплуатации не требуется. Необходимо лишь следить за надежностью крепления наконечников соединительных проводов на штекерных выводах прибора. Однако последнее время более широкое распространение получили электронные тахометры. Шкала тахометра имеет цветовые сектора: зелёный - допустимая частота, красный - опасный для двигателя режим. Датчиком для электронного тахометра является первичная цепь системы зажигания, откуда на тахометр поступают импульсы, частота следования ко­торых пропорциональна частоте вращения двигателя.

Одометр. Прибор одометр представляет из себя набор барабанов, на которых произведено нанесение цифр. Каждый смежный барабан связан друг с другом, соотношение составляет один к 10. При начале движения барабан, ведущий отсчет км., начинает вести свою арифметическую статистику. По окончании полного оборота 1-го барана, 2-й барабан предоставляет информацию о преодолении 10 км.. По подобной схеме происходит отсчет ста и одной 1000 преодоленных км.. Разрешающая способность одометров, изготовленных еще в Советском Союзе, составляет 99999 км.. По достижению этой заветной цифры, происходит их обнуление. Современные автомобильные производители устанавливают на продукцию одометры с шестью знаками. Ряд из их оснащается информационным окном, где ведется отсчет первой 1000 км. В случае необходимости, автовладелец простым нажатием кнопки обнуляет его отсчет.