28. Современные автомобильные системы зажигания
Система зажигания служит для воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя в оптимальный для этого момент времени и для изменения момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель. В настоящее время на отечественных легковых автомобилях применяют батарейную контактную (классическую), контактно-транзисторную и бесконтактную электронную системы зажигания.
1. Контактная
Батарейная контактная система зажигания легковых автомобилей состоит из источника электрической энергии, катушки зажигания, прерывателя и распределителя, свечей зажигания, включателя зажигания и проводов низкого и высокого напряжений. При включении выключателя зажигания и замыкании контактов прерывателя в первичной цепи начинает проходить ток от аккумуляторной батареи или генератора.
Путь тока низкого напряжения: «+» аккумуляторной батареи — амперметр — контакты замка зажигания — дополнительный резистор — первичная обмотка катушки зажигания — контакты прерывателя — корпус автомобиля — «—» аккумуляторной батареи.
Ток, проходящий по первичной обмотке катушки зажигания, создает сильное магнитное поле. При размыкании кулачком контактов прерывателя ток в цепи низкого напряжения прерывается, магнитное поле вокруг первичной обмотки катушки зажигания исчезает и, пересекая витки вторичной обмотки катушки, индуктирует в них э. д. с. до 24 000 В. Индуктируемая э. д. с. создает между электродами свечи зажигания искровой разряд, и во вторичной цепи начинает проходить ток высокого напряжения.
Путь тока высокого напряжения: вторичная обмотка катушки зажигания — распределитель зажигания — свеча зажигания — корпус автомобиля — «—» аккумуляторной батареи.
За два оборота коленчатого вала двигателя кулачок прерывателя поворачивается на один оборот и вызывает четыре размыкания контактов прерывателя. Ротор распределителя, установленный на кулачке прерывателя, совершает один оборот и распределяет четыре импульса высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.
При пуске двигателя стартером происходит замыкание контактов реле включения стартера, и ток из аккумуляторной батареи проходит через замкнутые контакты реле в первичную обмотку катушки зажигания, минуя выключатель зажигания и дополнительный резистор.
2. Контактно-транзисторная
П реимущества: увеличение вторичного напряжения, энергии и длительности искрового разряда ( в 2 раза), устранение износа контактов прерывателя, повышение срока службы свечей зажигания, так как система менее чувствительна к увеличению искрового промежутка свечи.
Рисунок а ( принцип действия). Контакты прерывателя 1 включены в цепь базы транзистора VT. Первичная обмотка катушки зажигания 2 включена в цепь эмиттера транзистора VT. Наличие транзистора VT облегчает работу контактов прерывателя, так как через них в этом случае протекает только ток управления транзистором (ток базы I6), а ток I1 первичной обмотки катушки зажигания протекает через переход эмиттер- коллектор транзистора. В цепь первичной обмотки катушки зажигания включены добавочный резистор Rд, шунтируемый контактами 4 в момент пуска двигателя, выключатель зажигания 5 и аккумуляторная батарея 6. При включении выключателя 5 и замыкании контактов прерывателя 1 база транзистора VT будет находиться под отрицательным потенциалом относительно эмиттера, поэтому транзистор VT откроется и в первичной цепи появится ток I1. В этом случае сопротивление транзистора будет минимальным( 0.15 Ом). При размыкании прерывателя 1 ток базы транзистора I6 прерывается, разность потенциалов базы и эмиттера становится равной нулю, транзистор запирается, ток в первичной обмотке катушки зажигания исчезает, что обеспечивает индуцирование высокого напряжения во вторичной обмотке.
3. Бесконтактная
Применяются на автомобилях ЗИЛ-131Н, ГАЗ-66-11, УАЗ-31511, Урал-375ДМ и т.д. Неэкранированная система зажигания для 8-
цилиндровых двигателей автомобилей ГАЗ состоит из датчика-распределителя , включающего в себя датчик импульсов момента зажигания и распределитель, выключателя зажигания, транзисторного коммутатора, блока добавочных резисторов, составленного из резисторов Rд1 и Rд2 контактов выключателя добавочного резистора Rд1, сблокированных с выключателем стартера, катушки зажигания, искровых свечей и аварийного вибратора. Магнитоэлектрический датчик импульсов представляет собой однофазный генератор переменного тока, состоящий из статора и ротора. Ротор датчика представляет собой восьмиполюсную систему с кольцевым постоянным магнитом и полюсными наконечниками из магнитомягкой стали. Статор состоит из кольцевой обмотки. Катушка зажигания Б116 маслонаполненная, герметизированная и выполненная по схеме с электрически разделёнными обмотками. Коэффициент трансформации катушки W2/W1=154. Блок добавочных резисторов состоит из двух резисторов, выполненных в виде спиралей нихромовой проволки, которые размещены в металлическом корпусе. Транзисторный коммукатор предназначен для коммутации тока в первичной обмотке катушки зажигания, максимальное значение которого составляет 7 А, и обеспечивает бесперебойное искрообразование при частотах вращения валика восьмиискрового датчика распределителя от 20 до 1825 . Состоит из двух каскадов, формирующего на транзисторах VT1, VT2 и выходного на транзисторе VT3, в цепь коллектора которого включена первичная обмотка W1 катушки зажигания. Аварийный вибратор предназначен для кратковременной (до 30 ч) работы бесконтактной системы зажигания в случае отказа транзисторного коммутатора или импульсного датчика. При работе вибратора момент подачи высокого напряжения к свечам определяется ротором распределителя и к каждой свече подаётся серия искр.
- 1. Основные направления совершенствования электрооборудования автомобилей
- 2. Классификация электрооборудования автомобилей
- 3. Микропроцессорные системы управления автомобильным двигателем
- 4. Назначения, условия эксплуатации аккумуляторных батарей и требования к ним
- 5. Классификация аккумуляторов, их типы и условные обозначения
- 6. Устройство, принцип работы и основные характеристики аккумуляторных батарей
- 7. Диагностика и техническое обслуживание аккумуляторных батарей
- 8. Классификация генераторов. Основные требования к ним и сравнительные характеристики
- 9. Устройство и принцип действия генераторов переменного тока
- 10. Основные схемы включения генераторов
- 11. Выпрямительные блоки и их схемы
- 12. Устройство и работа регуляторов
- 13. Основные схемы регуляторов напряжения
- 14. Диагностика и техническое обслуживание генераторных установок
- 15. Устройство и работа электростартеров
- 16. Основные схемы управления электростартерами
- 17. Электротехнические устройства облегчения пуска двигателей
- 18. Диагностика и техническое обслуживание электростартеров
- 19. Устройство и принцип работы автомобильной системы зажигания
- 20. Классификация и маркировка свечей зажигания
- 21. Свечи зажигания (назначение, устройство, принцип действия)
- 22. Диагностика и техническое обслуживание устройств облегчения пуска двигателя
- 23. Диагностика и техническое обслуживание свечей зажигания
- 24. Классификация катушек зажигания
- 25. Устройство и принцип работы катушек зажигания
- Принцип действия
- 26. Характеристики и основные требования, предъявляемые к катушкам зажигания
- 27. Диагностика и техническое обслуживание катушек зажигания
- 28. Современные автомобильные системы зажигания
- 29. Классификация систем освещения автомобилей
- 30. Назначение автомобильных систем освещения
- 31. Международная система обозначения световых приборов
- 32. Устройство и работа галогенных ламп, их маркировка
- 33. Диагностика и техническое обслуживание осветительного оборудования
- 34. Приборы световой сигнализации автомобиля
- 35. Классификация сигнального оборудования
- 36. Основные характеристики и требования к световым и звуковым сигналам
- 37. Диагностика и техническое обслуживание сигнального оборудования
- 38. Назначение и устройство автомобильной системы информации
- 39.Классификация контрольно-измерительных приборов
- 40. Датчики электрических приборов
- 41. Датчики электронных информационных систем
- 42. Устройство и работа магнитоэлектрических автомобильных устройств
- 43. Устройство и работа электромагнитных автомобильных указателей
- 44. Устройство и работа автомобильных указателей импульсной системы
- 45. Диагностика и техническое обслуживание контрольно-измерительной системы
- 46. Измерители зарядного режима аккумуляторной батареи
- 47. Устройство и работа спидометров, одометров и тахометров
- 48. Классификация автомобильных электроприводов
- 49. Устройство и работа автомобильных электродвигателей
- 50. Устройство и работа моторедукторов
- 51. Устройство и работа мотонасосов
- 52. Схемы управления электроприводами
- 53. Диагностика и техническое обслуживание электроприводов
- 54. Общее сведения о системах автоматического управления двигателем
- 55. Электронные системы впрыска топлива
- 56. Диагностика и техническое обслуживание бортовой сети
- 57. Общие сведения о комплектных системах управления двигателем
- 58. Комплексная система управления двигателем «эсау-ваз»
- 59. Диагностика и техническое обслуживание систем управления двигателем
- 60. Структурные, функциональные и принципиальные электрические схемы
- 61. Система автоматического управления гидравлическими тормозами
- 62. Автоматические коробки передач с электронным управлением
- 63. Диагностика и техническое обслуживание автоматических коробок передач
- Особенности обслуживания
- 64. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей
- 1. Основные направления совершенствования электрооборудования автомобилей