logo
[megashare

53. Диагностика и техническое обслуживание электроприводов

Современные системы электропри­вода спроектированы так, что не требуют никакого обслуживания за весь срок эксплуатации. Требуется лишь проверять их работоспособность и крепление проводов к выводам элементов электропривода. Электродвигатель, не работавший более трех-четырех ме­сяцев, должен быть включен на 15-20 с для самоочистки коллектора. Отка­зы электроприводов вызываются электрическими и механическими причина­ми. К механическим причинам относятся заедание подшипников, заклинивание редукторов, примерзание щеток к стеклу, закупорка каналов стеклоомывате-лей, задевание рычагов стеклоочистителя за кузов, обрыв гибких валов приво­да стеклоподъемников. К электрическим причинам относятся нарушение кон­тактов в соединителях, срабатывание защитной аппаратуры, повреждение вы­ключателей и переключателей, выход из строя реле, сгорание обмоток элект­родвигателей, зависание щеток, подгорание коллектора, нарушение контактов в датчиках. При срабатывании предохранителя следует прежде всего выяснить причину срабатывания и лишь потом восстанавливать работоспособность пре­дохранителя. В качестве защитных элементов в автомобильном электроприво­де все чаще стали применяться позисторы. При их срабатывании работоспособность восстанавливается только после от­ключения электропривода от сети питания. Если после выключения стеклоочи­стителя щетки не устанавливаются в крайнее положение, следует ослабить гай­ку крепления их рычага к оси поводка и переместить щетку в нужное положение. Проверку элементов электропривода можно осуществить, пользуясь следующи­ми рекомендациями: неисправность выключателей определяется перемыканием их выводов; срабатывание предохранителя, который обычно встраивается внутрь моторедуктора, сопровождается характерным щелчком; отказ электродвигателя определяют, измеряя величину потребляемой им силы тока и частоту вращения при номинальном напряжении. Если сила тока слишком велика, частота вращения мала или ток отсутствует (двигатель не включается), значит он неисправен.

Электродвигатели и моторедукторы ремонту не подлежат, но замену щеток, за­чистку коллектора, смазку подшипников, замену шестерен редуктора можно вы­полнить достаточно просто, разобрав двигатель или моторедуктор.

Для разборки двигателя с возбуждением от постоянных магнитов в большин­стве случаев достаточно отвернуть болты крепления задней крышки к корпусу, а для двигателей с электромагнитным возбуждением - болты, стягивающие пе­реднюю и заднюю крышки.