logo
[megashare

27. Диагностика и техническое обслуживание катушек зажигания

При подозрениях на низкое качество работы системы зажигания, очень важно гарантировать исправность одного из самых главных элементов - катушки зажигания. В настоящее время не существует программ позволяющих на автомобиле, объективно оценить мощность,  эффективность, и общее качество работы   самих катушек зажигания.

Однако имеются довольно простые методы позволяющие визуально выполнить данную проверку.

1. Проверить эл. провода к катушке на надёжность установки и качество контакта.

2. Проверить катушку на отсутствие микротрещин.

3. С помощью осциллограммы. При оценке катушек, основное внимание необходимо уделять амплитуде и форме периодических колебаний образующихся после окончании искровой дуги.

Чем больше энергии остается в катушке после окончании искры, тем больше амплитуда и дольше длится сам процесс колебаний. Соответственно, чем менее эффективна катушка, тем ее “запас мощности” будет меньше. При наличии даже незначительного межвиткового замыкания - происходит срыв генерации колебаний и их полное отсутствие.

По конструкции изготовления, катушки в основном разделяются на два типа:

1 - “Масляные” катушки, (в качестве изолятора в них заливалось масло)  применялись до середины 90х годов прошлого века.

2 -   “Сухие” катушки, – представляющие собой обыкновенный высоковольтный

трансформатор. Применяются на всех современных двигателях.

Мощные “масляные” катушки. Повышенная мощность искры требовалась для обслуживания одной катушкой – сразу всех цилиндров. А  так же для преодоления “межбегункового” зазора. На осциллограммах, их легко узнать по длительным колебаниям, имеющим большую амплитуду размаха

“Сухие” катушки, предназначенные для подачи искры на один или два цилиндра (системы DIS или COP), Устанавливаются на автомобилях имеющих улучшенную динамику разгона. На осциллограммах видно, что вследствие пониженной индуктивности такие катушки имеют  “запас энергии” значительно уступающий "масляным" катушкам.

Диагностировать катушки со встроенным коммутатором можно с помощью “электромагнитного” датчика, которым удобно снимать сигнал непосредственно с магнитопровода катушки. При этом,  сигнал получается более ярко выраженным и более информационным.

 “Cухие” катушки установленные на  автомобилях имеющих традиционный распределитель или систему CID, как правило, имеют очень мало “остаточной” энергии.

Таким образом, любая система зажигания имеет свою  уникальную осциллограмму. Опытный диагностик способен по ней не только выявить наличие или отсутствие дефекта,  но и  определить некоторые особенности присущие конкретно данному двигателю. Катушки, имеющие межвитковое замыкание легко узнать по отсутствию “запаса энергии”.  Независимо от конструкции, в случае дефекта все катушки ведут себя одинаково - после окончания искры, вместо периодических затухающих колебаний, - напряжение падает по экспоненте. Величину дефекта катушки, можно условно определить по верхней точке начала экспоненты.

Межвитковый пробой не всегда существует в явном виде. Иногда, он проявляется в момент запуска двигателя или в момент  резкого набора оборотов. Поэтому, при диагностировании катушек, особое внимание следует уделять именно этим режимам работы двигателя. С помощью омметра. Проверить сопротивление первичной обмотки. Проверить сопротивление вторичной обмотки. Выход из строя катушки зажигания может быть обусловлен только физическими повреждениями или длительным воздействием вибрации.