logo
[megashare

57. Общие сведения о комплектных системах управления двигателем

На автомобилях, кроме микропроцессорных систем управления зажиганием и экономайзера принудительного холостого хода, применяются и комплексные системы управления зажиганием и впрыскиванием топлива. Принципиально эти системы работают следующим образом. С датчиков, встроенных в двигатель, снимается информация о режиме работы двигателя: частота вращения коленчатого вала, положение коленчатого вала по углу поворота, абсолютное давление во впускном трубопроводе, положение дроссельной заслонки, температура охлаждающей жидкости, температура воздуха. Эти сигналы интерфейсом блока управления преобразуются из аналоговой формы в цифровую. Затем эти сигналы в цифровой форме поступают в. процессор, где они после соответствующей обработки сравниваются со значениями, заложенными в памяти блока управления. Процессор выдает, регулирующий сигнал на исполнительные устройства. Для системы зажигания - это транзисторный коммутатор, для системы впрыскивания топлива - форсунки (основные и пусковые) и электробензонасос.

Блок управления двигателя ЗМЗ-4024.10 содержит аналого-цифровые преобразователи давления во впускном трубопроводе; температуры воздуха; температуры охлаждающей жидкости; преобразователь аналогового сигнала датчика положения, дроссельной заслонки и изменения скорости открытия и закрытия дроссельной заслонки; компаратор включения стартера; преобразователь сигналов датчиков начала отсчета и угловых импульсов; вторичный источник питания; устройство управления впрыском; устройство управления пусковой форсункой устройство управления реле бензонасоса; устройство управления углом, опережения зажигания; интерфейс вывода; устройство разделения каналов впрыскивания; коммутатор пусковой форсунки; коммутатор реле электробензонасоса; выходной каскад угла опережения зажигания и разделения каналов зажигания.

Блок управления 90.3761 обеспечивает: включение экономайзера при углах открытия дроссельной заслонки более 70±5° за счет увеличения длительности впрыскивания топлива на 23 %; управление пусковой форсункой при включении стартера и температуре охлаждающей жидкости менее 20°С; управление реле электробензонасоса (включение реле на 2 с) при включенном зажигании и неработающем двигателе; постоянное включение реле при частоте вращения коленчатого вала двигателя более 300 мин-1; отключение реле при частоте вращения вала менее 300 мин-1.

Одновременное управление впрыскиванием топлива и опережением зажигания обеспечивает система “Motronic”, в которую могут быть включены различные системы впрыскивания, например, “KE-Jetronic”, “L-Jetronic” и др. Структурная схема системы “Motronic” приведена на рис.

Состав горючей смеси и угла опережения зажигания с учетов условий работы двигателя оптимизирует микропроцессорный блок управления. Система “Motronic” также выполняет функции экономайзера принудительного холостого хода.

Для управления углом опережения зажигания в блок управления подаются импульсы от датчиков частоты вращения и положения коленчатого вала двигателя. Обработка информации от датчиков осуществляется в течение одного оборота коленчатого вала. Блок управления выбирает промежуточное значение из двух ближайших точек каждой программы и подает сигналы, управляющие подачей топлива и углом опережения зажигания. В запоминающем устройстве блока управления заложены оптимальные характеристики как для установившихся, так и для неустановившихся режимов работы двигатели.

Взаимосвязанное управление впрыскиванием топлива и зажиганием средствами электроники позволяет в большей степени приблизить программу управления углом опережения зажигания к оптимальной. Количество впрыскиваемого топлива устанавливается блоком управления с учетом информации от датчиков, измеряющих объем и температуру воздуха на впуске, частоту вращения коленчатого вала, нагрузку двигателя и температуру охлаждающей жидкости. Основным из этих параметров, от которых зависит дозирование впрыскиваемого топлива, является расход воздуха.