logo
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 56. Организация труда и отдыха водителя.

Длительная работа приводит к утомлению, причем оно может быть не только физическим, но и умственным и эмоциональным. При этом растет аварийность, так при работе по 10..12 часов аварийность увеличивается в 2 раза, а при работе более 12 часов – в 9 раз.

Рекомендуемый режим труда водителя – 7…8 часов с перерывом на обед через 3,5…4,0 часов, плюс перерывы по 5…15 минут после каждого часа работы. Следует учитывать и то, что основу хорошей работы составляет хороший отдых и сон.

В соответствии с законодательством о труде в состав рабочего времени водителя включается:

Продолжительность рабочего дня не может устанавливаться более 10 часов, а с разрешения департамента автотранспорта не более 12 часов. Переработка более 4 часов в течение двух дней подряд не допускается, общий годовой уровень переработки не может превышать 120 часов. Междусменный перерыв должен быть не менее, двойной продолжительности работы за предшествующий период. На межгороде это время может быть менее 12 часов, но с соответствующим увеличением отдыха после возвращения.

Еженедельный непрерывный отдых не менее 42 часов, а ежегодный отпуск не менее 24 суток.

Вместе с тем большое значение имеют также психофизические особенности организма, состояние здоровья, личностные качества и уровень работоспособности.

Надо сказать, что профессия водителя не только одна из самых опасных, но и достаточно вредных, Так к 40 годам по профессиональным заболеваниям выбывает до 29 водителей из каждой сотни, а к 50 годам уже 41 из 100.

Поэтому очень важно обеспечить нормальные условия на рабочем месте водителя, что регламентируется нормами, установленными еще в 1988 году, в частности по уровню вибрации, шума, по содержанию вредных веществ, по температурным перепадам и относительной влажности. Большое значение имеют также конструктивные параметры рабочего места водителя.