logo
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 2. Общие сведения об автомобильном транспорте.

Автомобильный транспорт является неотъемлемой частью транспортной системы страны. Исторически автомобильный транспорт в России начал своё развитие с 30-х годов, когда было налажено массовое производство автомобилей в Н.Новгороде, Ярославле и Москве.

В 1921 г. в России было около 21 тыс. авто, из которых доля отечественных не превышала 10%. Наибольший вклад внёс Русско–Балтийский завод в Риге (с 1908 по 1915 г. – 700 автомобилей).

В 1924 г. на заводе АМО в Москве выпущены 10 грузовиков АМО-Ф15. С 1925 в Ярославле новые грузовые автомобили ЛАЗ. Первые легковые автомобили НАМИ-1 начал производить с 1927 года на московском заводе “Спартак”.

С 1931-32 годов началось массовое производство грузовых автомобилей ГАЗАА в Горьком и ЗИС-5 в Москве. В Горьком с 1932 года началось производство легковых автомобилей ГАЗ-А. А с 1940 на заводе КИМ (ныне АЗЛК) начато производство легковушек КИМ-10. Уже к 1937 году было выпущено более 180 тыс. грузовых автомобилей, в результате чего СССР вышел на первое место в Европе.

В годы войны построены новые заводы в Ульяновске и г. Миассе.

С 1946 по 1950 годы введены новые заводы в Минске и Одессе. Появились новые автомобили Мосвич-400, ГАЗ-20 “Победа”, ГАЗ-51, ЗИС-150.

В период с 1950 по 1958 год вступили в строй заводы в Кутаиси, Львове, Павловске, Мытищах. На нескольких заводах (Ирбитском, Челябинском и др.) началось производство прицепов и полуприцепов.

С 1959 г. Ярославский завод начал производство двигателей, а производство автомобилей передал в Кременчуг. С этого же года началось производство вне дорожных автомобилей БеЛАЗ. Одновременно производство автобусов с ЗИЛа передано на вновь построенный Ликинский автобусный завод.

В период с 1960 по 1970 год вступили в строй Московский, Брянский автозаводы, заводы в Запорожье и Ижевске.

В 1970 году построен крупнейший в Европе Волжский автомобильный завод, а в 1976 году крупнейший в мире Камский автозавод.

В 80-е, и 90-е годы продолжалось совершенствование и модернизация существующих автозаводов. Появились новые современные автомобили: ВАЗ-2108,2109, ГАЗ-3129; ГАЗ-3307, КамАЗ-5415, МАЗ-6422 и др. С 1990 года начат выпуск автомобилей “Ока” в Тольятти и на КамАЗе.

В последние годы в стране появилось значительное количество зарубежных автомобилей, в частности Икарус (Венгрия); Магирус, Мерседес-Бенц (ФРГ), Татра, Шкода (Чехия), Вольво (Швеция) и т.д.

В целом следует отметить, что современное состояние автотранспорта страны не позволяет в достаточной мере выполнять стоящие перед ним задачи. Во многом это связано с несогласованностью экономических интересов отрасли и обслуживаемой его клиентуры, неполным соответствием типажа и структуры парка несущественными потребностями перевозок, слабо развитой производственной базой автотранспортных предприятий и т.п.