logo
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 54. Системы обеспечения бдд.

Современный уровень автомобилизации и международных связей требует международного подхода к проблеме безопасности. Она решается в международном плане различными региональными экономическими комиссиями ООН. В частности в Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН) имеется Комитет по внутреннему транспорту, в компетенцию которого входят вопросы автомобильного транспорта, автомобильных перевозок, безопасности движения и т.п.

Еще в 1968 году СССР подписал вместе с остальными странами соглашение о единообразных условиях и взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей моторных транспортных средств.

В частности, согласно соглашения, :

1. Участники обязались принимать и разрабатывать единые рекомендации и требования к тому или иному узлу и параметру ТС, методику испытаний.

2. Вводить рекомендации в качестве законоположений в своих странах. Если есть соответствующее оборудование, проводить испытания по рекомендуемым методикам и в случае удовлетворительных результатов присваивать знак утверждения транспортного средства в отношении установленных требований. Такой знак для всех Европейских стран Е (например:- ФРГ; - Франция; - Италия).

3. Признавать знак международного утверждения, присвоенный страной, проводившей испытания, на территории всех стран – участниц соглашения.

Надо понимать, что требования ЕЭК ОНН рассматриваются как минимальные, некоторые страны используют еще более жесткие требования.

Причем эти требования постоянно совершенствуются, Большую роль при этом играет Международная организация по стандартам (ISO), в составе которой есть технический комитет 22 «Дорожный транспорт», занимающийся международной стандартизацией в автомобилестроении. В настоящее время насчитывается более 3000 стандартов и рекомендаций подготовленных ISO.

Разработка таких стандартов – результат стремления в кратчайший срок снизить аварийность на АТ. Однако обновление парка идет медленно, и современным требованиям он будет соответствовать лет через 10, а к тому времени эти требования наверняка будут пересмотрены.

При этом, важное значение, имеет система контроля выполнения установленных требований.

Требования к водителям и их подготовке также являются международными. Классификация категорий – А,В,С,Д,Е также международная.

Государственная система БДД России модернизируется и развивается вместе с развитием новых рыночных отношений.

Основным недостатком существующей системы является отсутствие государственного органа управления БДД. Для эффективного функционирования такого органа необходимо выполнение двух требований: вневедомственной принадлежности и достаточного уровня полномочий.

В функции подобного органа могли бы входить:

- разработка и реализация государственных программ по ОБДД;

- определение приоритетных направлений и минимальных требований к региональным программам;

- контроль, оценка и стимулирование выполнения принятых программ.

Все перечисленное может быть выполнено при наличии полного представления об объекте управления, для чего необходимо создать полный банк данных по всем направлениям БДД.

Таким органом могла бы стать комиссия по обеспечению БДД, которая была создана еще в 1976 году, при соблюдении вышеназванных условий.

В последние годы, учитывая известную ситуацию, вопросы обеспечения БДД оказались не в лучшем положении. Поэтому при реализации государственной политики по БДД особое внимание будет уделяться созданию государственного экономического, механизма стимулирования безаварийной работы. Во всем мире таким механизмом является страхование гражданской ответственности, исходящее из общего права полного возмещения ущерба, причиненного личности и его имуществу. Это может явиться эффективным механизмом ОБДД. Во-первых, страховые взносы АТП будут дифференцироваться в зависимости от уровня аварийности на нем и каждое ДТП будет существенно сказываться на его доходах. Во-вторых, страховая компания действует по принципу персональной ответственности работника ответственного за обеспечение БДД, доказывает его вину и взыскивает ущерб.

В целом же система управления БДД в России находится в стадии своего становления.