logo
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 49. Эксплуатационные службы автотранспортных предприятий и диспетчерское руководство перевозками.

Организацией перевозок грузов, планированием и учетом их выполнения занимается служба эксплуатации автотранспортного предприятия (АТП). В состав этой службы входят, как правило, отдел планирования перевозок, отдел учета и анализа перевозок, диспетчерская служба.

На основании сменно-суточного плана на каждый автомобиль выписывается путевой лист, с заданием, являющийся основным первичным документом. По окончании работы все водители обязаны сдать путевые листы и другие отчетные документы (товарно-транспортные накладные, акты, талоны и т.п.) в диспетчерскую. После чего проводится первичная обработка этих документов, заключающаяся в определении основных результатов работы подвижного состава. Для более эффективного контроля работы автомобилей за день в последнее время широко используют устанавливаемые на автомобили тахографы.

После обработки первичных документов, проводится анализ выполнения сменно-суточного плана, и при необходимости вносятся коррективы в план перевозок на последующий период.

В понятие диспетчерское руководство входит контроль, за выходом подвижного состава, наблюдение за работой автомобилей на линии, наблюдение за работой погрузо-разгрузочных пунктов, выявление причин отклонения от графика движения и принятие мер к восстановлению нормальной работы, оказание оперативной технической помощи.

Эту работу выполняет аппарат центральной диспетчерской службы и линейные диспетчеры. Связь при этом осуществляется по радиостанции, по телефону, через компьютерную сеть.

В обеспечении эффективной работы важное место занимает инструктаж водителей, который включает в себя знакомство с маршрутом (по карте, по данным обследования), об особенностях планируемого к перевозке груза, о грузопунктах и применяемой на них погрузо-разгрузочной технике, об опасных местах на маршруте, требующих повышенного внимания при проезде.