logo
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 28. Выбор способов обслуживания перевозочного процесса.

Грузы могут перевозиться по различным схемам с участием одного или нескольких видов транспорта. При выборе схемы перевозок учитывают особенности продукции, и её производства, транспортные факторы, уровень требуемых услуг и т.д.

Транспортный процесс можно рассматривать с точки зрения операций с подвижным составом и операций с объектами перевозок. Основной элемент перевозочного процесса – перемещение грузов, все другие элементы подчинены ему.

Объекты перевозок классифицируют исходя из специфики перевозимых грузов, транспортно-технологических параметров, определяющих общность технологического процесса их перевозок, объема перевозок и требований к качеству транспортного обслуживания.

К общим транспортно-технологическим параметрам грузов относят их габаритные размеры, весовые параметры, вид упаковки и физико-химические свойства. Эти параметры грузов могут меняться в результате применения упаковки, контейнеров, поддонов и пакетов. При выборе подвижного состава исходят из требования обеспечить минимум затрат, прямо или косвенно связанных с доставкой грузов, при этом учитывают: вид и характер груза, размер партии груза, способ осуществления погрузо-разгрузочных работ, дорожно-климатические условия, состояние подъездных путей к погрузочным и разгрузочным пунктам, скорость доставки грузов и т.п.

Под способом доставки грузов понимается транспортно-технологическая схема, представляющая собой набор последовательно указанных технологических операций и комплекс технических средств, обеспечивающий выполнение этих операций, а также установленный порядок продвижения груза по принятой схеме. Рациональным способом доставки считается такой способ, который является наиболее эффективным в соответствии с принятым критерием (своевременность или срочность доставки, производительность транспортных средств или погрузо-разгрузочных машин, энергоемкость или себестоимость перевозок, прибыль АТП).

Выбор рационального способа доставки производится применительно к конкретным потребителям, транспортной сети, возможным формам транспортного обслуживания, типам грузов на основе технико-экономического анализа. Такой анализ должен осуществляться по всей цепи транспортировки.

Определение целесообразности применения того или иного способа доставки предполагает предварительное рассмотрение системы на модели, при этом наиболее пригодным методом для исследования способа доставки груза является имитационное моделирование. Имитационное моделирование – это процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на этой модели, с целью либо понять поведение системы, либо оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы.

При выборе способа доставки груза необходимо также определиться с комплексом услуг, удовлетворяющих потребителя. Перечень возможных предлагаемых услуг включает в себя:

- собственно транспортные услуги;

- стивидорские услуги (погрузо-разгрузочные);

- складские услуги (по подготовке к перевозке);

- лизинговые услуги;

- экспедиторские услуги;

- маркетинговые услуги (консультации и реклама);

- услуги страхования;

- информационные услуги.

Такие услуги могут оказывать как специализированные предприятия, так и транспортно-экспедиционные, которые работают по всему спектру перечисленных выше услуг.