logo
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 14. Выбор подвижного состава для выполнения заданного объема перевозок.

Решение проблемы выбора подвижного состава возникает тогда, когда для этого есть соответствующие возможности. При этом приоритет нужно отдавать специализированным автомобилям. Вместе с тем необходимо учитывать и такие важные факторы как род груза, дальность перевозки, срочность доставки и другие причины.

Когда же окончательное решение сделать не удается, предлагается использовать специальные методы выбора.

В первую очередь следует назвать два основных: либо по минимальной себестоимости, либо по максимальной производительности.

Себестоимость грузовых перевозок:

, (30)

С, С- соответственно переменные и постоянные расходы из расчета на 1 ткм.

Часовая производительность грузовых перевозок:

,(31)

Выбор производят либо по минимальной себестоимости, либо по

максимальной производительности.

Эти же методы в случае необходимости можно применять и в упрощенном варианте. Так, поскольку расходы на топливо достигают 30% себестоимости, выбор можно производить только на основе удельного расхода топлива:

= (H + H)/ gаgсbе, (32)

где:

H, H - соответственно, основная и дополнительная нормы расхода топлива.

Или, учитывая, что грузоподъемность АТС наиболее влияющий на

производительность показатель, можно быстро сделать выбор по величине называемой пределом выгодности и равной:

= t/ tп-р, (33)

Расчет начинают с автомобиля, имеющего наибольшую грузоподъемность, если при этом получается, что 1, то выбор заканчивают, если получается, что 1, то расчет проводят для автомобилей меньшей грузоподъемности по убывающей.

Вместе с тем, когда заранее известны преимущества одного автомобиля перед другим на коротких или длинных ездках, можно поставить вопрос о равноценном расстоянии, определяемом либо из условия равенства себестоимостей, либо из условия равенства производительностей. Примерами таких вариантов выбора могут служить выбор между бортовым автомобилем и самосвалом или выбор между одиночным автомобилем и автопоездом.