logo
Проект Предложения ФПлС по КУЛП ПАСО-ХХ

Подготовка к полетам в зону

Время - указано в программе.

Место - методический городок.

Учебные подобия. Схема аэродрома с пилотажными зонами, модели планера и самолета, схемы разбивки старта, методические разработки по выполнению полетов в зону, миниатюр старт, схема полетного задания.

Указания по проведени­ю занятий

Занятия проводит инструктор. Используя схемы аэродрома и разбивки старта, инструктор показывает порядок выполнения полета, порядок выхода из круга для полета в зону. Используя схемы зон, инструктор объясняет порядок входа в зону, правила осмотрительности, отцепки от буксировщика или от троса лебедки механизированного старта, выключения двигателя, порядок выполнения задания в зоне.

Затем инструктор объясняет методику выполнения планирующего полета, разворотов, спирали, скольжения вправо, влево, парашютирования, штопора. Рассказывает, как нужно держаться зоны, объясняет порядок выхода из зоны и входа в круг полетов, обращая особое внимание на порядок и правила ведения осмотрительности и на соблюдение безопасности полетов.

После этого инструктор проводит розыгрыш полета и проверяет усвоение каждым обучаемым техники выполнения всех элементов полета и порядка осмотрительности.

В результате проведенных занятий обучаемый должен усвоить технику выполнения всех элементов полета в зону на оценку не ниже «хорошо».

Упражнение 2

Вывозные полеты в зону для отработки техники

планирующего полета и разворотов с креном 15 и 30°

Указания по выполнению

Первый полет до зоны выполняет инструктор. В зоне после отцепки инструктор показывает выполнение планирующего прямолинейного полета, разворотов с креном 15 и 30°, обучаемый повторяет показанное. Если обучаемый не усвоил правильного выполнения элемента полета, инструктор показывает его вторично. Пилотирование в зоне должно быть закончено на высоте, указанной в инструкции по производству полетов в районе аэродрома. После выхода из зоны инструктор показывает порядок входа в круг и построение маршрута по кругу.

Во втором полете последовательность выполнения задания аналогична последовательности в первом полете, но инструктор предоставляет больше инициативы обучаемому, указывая на допущенные ошибки. При необходимости он показывает обучаемому правильное выполнение того или другого элемента полета.

Последующие полёты выполняет обучаемый под контролем инструктора: буксировочный полёт за самолётом с высоты 300 м до момента отцепки, полёт в зоне, вход в круг и полёт по кругу до 3-го разворота. Инструктор вмешивается в управление при грубых ошибках в пилотировании, объясняя причины ошибки и исправляя их с демонстрацией техники исправления ошибки и техники правильного выполнения элемента полёта.

В зоне инструктор обучает показанному элементу полёта, добиваясь от обучаемого умения вести планер по прямой с сохранением заданной скорости.

После усвоения техники выполнения прямолинейного полёта инструктор обучает курсанта (спортсмена) выполнению разворотов, добиваясь правильного распределения внимания, сохранения координации в процессе разворота.

По мере усвоения показанных элементов полёта инструктор предоставляет спортсмену всё больше инициативы и самостоятельности.

Основными методами обучения должны быть показ правильных действий рулями управления, указания на допускаемые ошибки, совместное управление и подсказ очередного действия.

В результате отработки упражнения обучаемый должен быть ознакомлен с выполнением всех элементов планирующего полета, получить навыки полёта за самолётом – буксировщиком (взлёта с лебёдки, управления работой силовой установкой), научиться выдерживанию скорости в планирующем полёте, полёту на ориентир, разворотам на заданный угол.

При подготовке с лебёдки, после взлёта инструктор набирает высоту в парящем полёте, переходит в пилотажную зону (при отсутствии парящих условий 1 полёт в зону заменяется 4 полётами по кругу).

Упражнение 3а

Подготовка к полетам для отработки элементов полета по кругу, на

исправление ошибок на взлёте, в расчете на посадку и на посадке, к полетам

с заклеенными приборами и на отработку действий в особых случаях в полёте

Время - указано в программе.

Место - методический городок или класс, стоянка планеров (мотопланеров).

Учебные пособия. Схемы полета по кругу, методические разработки по обучению элементам полета по кругу, обучению исправлениям отклонений на взлете, при расчете на посадку и на посадке, модели планера (мотопланера) и самолета-буксировщика, макет приборной доски планера (мотопланера), миниатюр старт, схемы полетных заданий по упр. 3 и 4.

Указания по проведению занятий

Наземная подготовка проводится сразу к двум упражнениям - 3 и 4. В начале занятия инструктор изучает с курсантами и спортсменами технику выполнения полета по кругу по следующим элементам:

Затем инструктор проверяет, как обучаемые усвоили правильное выполнение элементов полета по кругу, и объясняет характерные отклонения и ошибки при выполнении полета по кругу, их причины, и методы устранения.

Особое внимание уделяет таким отклонениям:

Объясняет технику выполнения взлета и посадки с боковым ветром, порядок распределения внимания при полетах с заклеенными приборами скорости, высоты.

Затем инструктор повторяет с обучаемыми действия в особых случаях в полёте, особое внимание уделяя самоотцепке на взлёте (обрыву лебёдочного троса, отказу двигателя мотопланера).

В конце занятия инструктор в кабине постановкой контрольных вопросов проверяет обучаемых в умении работать с арматурой кабины при выполнении элементов полета по кругу и исправлении отклонений и ошибок, допускаемых курсантами в этих полетах, определяет степень усвоения ими пройденного материала.

В результате проведения занятий обучаемые должны знать технику выполнения элементов полета по кругу и технику исправления возможных отклонений при их выполнении на оценку не ниже «хорошо». Знать и уметь действовать в случае отказа приборов высоты и скорости.

Упражнение 3