41. Датчики электронных информационных систем
Применение электроники позволяет расширить класс датчиков, используемых в информационных системах.
Для замера температуры нашли применение термопары, которые представляют собой соединение двух разнородных металлических проводников, главным образом, медь и константан, хромель-алюмель, хромель-копель. Величина ЭДС между концами проводов, образующих термопару, зависит от разности температур этих концов и температуры спая. Величина ЭДС, развиваемая термопарой, зависит только от температуры и материалов проводников, составляющих термопару. Зависимость ЭДС от температуры, например, в термопарах хромель-копель, хромель-алюмель, стандартизирована. Поскольку термопара является маломощным источником ЭДС, точность ее показаний может быть обеспечена только в комплекте с высокоомным приемником, практически не потребляющим тока во входной цепи. Для замера температуры применяются также кремниевые и интегральные датчики.
Зависимость сопротивления кремниевой пластинки Rt от температуры t довольно точно описывается зависимостью:
где R25 - сопротивление пластинки при 25 °С;
a и b - температурные коэффициенты;
a = 0,78*10-2 град-1 ; b = 1,84*10-5 град-1.
Т. обр., измен. сопротивл. кремниев. датчика от t нелинейно.
В интегральном датчике в качестве измеряемой величины используется напряжение перехода база-эмиттер кремниевого транзистора, которое в значительной мере зависит от температуры. Ток, протекающий через измерительный переход, стабилизируется электронным устройством. Обычно в датчик встраивается схема, усиливающая величину сигнала. Кремниевые датчики используются и для замера давления. Путем травления по тонкопленочной технологии на поверхности кристалла кремния формируется круглая диафрагма, на которую методом диффузии наносятся пленочные резисторы. Если к диафрагме прикладывается давление, сопротивление одних резисторов увеличивается, др. уменьшается, что и формирует с помощью мостовой схемы сигнал с датчика. Температурная зависимость сигнала таких датчиков требует компенсации.
Для измерения уровня топлива в баках применяется терморезистивный датчик. Ток через датчик стабилизируется. Сопротивление датчика, а следовательно, и напряжение на его выходе зависит от того, какая часть датчика находится в воздухе, а какая погружена в топливо, так как теплопроводность воздуха и топлива различны. Похожим способом измеряется уровень топлива по величине емкости между двумя электродами, помещенными в бак. Емкость изменяется по мере выработки топлива, так как диэлектрическая проницаемость воздуха и топлива различны. Однако такой способ замера требует подвода к датчику переменного напряжения.
Датчиком частоты вращения в электронных системах служит обычно система зажигания, частота следования импульсов которой связана с частотой вращения коленчатого вала двигателя. В инф-ных системах исп-тся также индуктивные датчики или датчики Холла, подобные прим-ым в системе зажиг.
- 1. Основные направления совершенствования электрооборудования автомобилей
- 2. Классификация электрооборудования автомобилей
- 3. Микропроцессорные системы управления автомобильным двигателем
- 4. Назначения, условия эксплуатации аккумуляторных батарей и требования к ним
- 5. Классификация аккумуляторов, их типы и условные обозначения
- 6. Устройство, принцип работы и основные характеристики аккумуляторных батарей
- 7. Диагностика и техническое обслуживание аккумуляторных батарей
- 8. Классификация генераторов. Основные требования к ним и сравнительные характеристики
- 9. Устройство и принцип действия генераторов переменного тока
- 10. Основные схемы включения генераторов
- 11. Выпрямительные блоки и их схемы
- 12. Устройство и работа регуляторов
- 13. Основные схемы регуляторов напряжения
- 14. Диагностика и техническое обслуживание генераторных установок
- 15. Устройство и работа электростартеров
- 16. Основные схемы управления электростартерами
- 17. Электротехнические устройства облегчения пуска двигателей
- 18. Диагностика и техническое обслуживание электростартеров
- 19. Устройство и принцип работы автомобильной системы зажигания
- 20. Классификация и маркировка свечей зажигания
- 21. Свечи зажигания (назначение, устройство, принцип действия)
- 22. Диагностика и техническое обслуживание устройств облегчения пуска двигателя
- 23. Диагностика и техническое обслуживание свечей зажигания
- 24. Классификация катушек зажигания
- 25. Устройство и принцип работы катушек зажигания
- Принцип действия
- 26. Характеристики и основные требования, предъявляемые к катушкам зажигания
- 27. Диагностика и техническое обслуживание катушек зажигания
- 28. Современные автомобильные системы зажигания
- 29. Классификация систем освещения автомобилей
- 30. Назначение автомобильных систем освещения
- 31. Международная система обозначения световых приборов
- 32. Устройство и работа галогенных ламп, их маркировка
- 33. Диагностика и техническое обслуживание осветительного оборудования
- 34. Приборы световой сигнализации автомобиля
- 35. Классификация сигнального оборудования
- 36. Основные характеристики и требования к световым и звуковым сигналам
- 37. Диагностика и техническое обслуживание сигнального оборудования
- 38. Назначение и устройство автомобильной системы информации
- 39.Классификация контрольно-измерительных приборов
- 40. Датчики электрических приборов
- 41. Датчики электронных информационных систем
- 42. Устройство и работа магнитоэлектрических автомобильных устройств
- 43. Устройство и работа электромагнитных автомобильных указателей
- 44. Устройство и работа автомобильных указателей импульсной системы
- 45. Диагностика и техническое обслуживание контрольно-измерительной системы
- 46. Измерители зарядного режима аккумуляторной батареи
- 47. Устройство и работа спидометров, одометров и тахометров
- 48. Классификация автомобильных электроприводов
- 49. Устройство и работа автомобильных электродвигателей
- 50. Устройство и работа моторедукторов
- 51. Устройство и работа мотонасосов
- 52. Схемы управления электроприводами
- 53. Диагностика и техническое обслуживание электроприводов
- 54. Общее сведения о системах автоматического управления двигателем
- 55. Электронные системы впрыска топлива
- 56. Диагностика и техническое обслуживание бортовой сети
- 57. Общие сведения о комплектных системах управления двигателем
- 58. Комплексная система управления двигателем «эсау-ваз»
- 59. Диагностика и техническое обслуживание систем управления двигателем
- 60. Структурные, функциональные и принципиальные электрические схемы
- 61. Система автоматического управления гидравлическими тормозами
- 62. Автоматические коробки передач с электронным управлением
- 63. Диагностика и техническое обслуживание автоматических коробок передач
- Особенности обслуживания
- 64. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей
- 1. Основные направления совершенствования электрооборудования автомобилей