Вопрос 55. Психофизиологические основы деятельности водителя.
С одной стороны, как мы уже знаем ,согласно статистике человек является виновным в 9 из 10 случаев ДТП. С другой стороны, именно человек и его целенаправленная деятельность по решению проблем организации и безопасности движения – это то, что, в конечном счете, может решить эту проблему в той или иной степени. И потому роль человека здесь просто неоценима.
Водитель по сути оператор. управляющий движущейся сложной машиной, что требует наличие у него определенных качеств. которые могут быть выявлены исходя из анализа его деятельности.
Деятельность водителя требует восприятия большого количества различной информации. При этом необходимо не только ее воспринять. Но и переработать, проанализировать, принять решение и произвести действие.
Весь этот процесс требует определенных затрат времени, которого зачастую может не хватить, что и приводит водителя к совершению неправильных действий в результате следующих причин:
дефицит времени на весь процесс восприятия информации;
ошибки в интерпретации исходной информации;
ошибки в проведении ситуационного анализа, при правильной интерпретации;
неверно принятое решение;
ошибочное действие.
Необходимо отметить, что перечисленные причины могут явиться, вместе с тем, следствием психического состояния водителя в данный момент или недостаточностью опыта, навыков вождения и т. д. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психофизическое состояние
Профессиональная деятельность водителя в определенной степени формирует характер человека. Необходимость принятия решения в сложных дорожных условиях при дефиците времени развивает у водителя волевые качества, инициативу, ответственность, настойчивость и т.п.
По мере выполнения работы, в организме человека происходят процессы, которые в определенный момент времени приводят к снижению работоспособности. Такое состояние называют утомлением.
Признаками утомления являются:
появление дополнительных усилий при выполнении трудовых операций, снижающих результативность труда;
появление мелких ошибочных действий.
В результате утомления водитель теряет готовность к экстренному действию, т. е. происходит снижение его бдительности. Под влиянием утомления ухудшаются зрительские функции, двигательная реакция и координация движения, снижается интенсивность внимания, теряется чувство скорости, притупляется чувство ответственности.
Психофизиологические характеристики водителя.
Водитель получает информацию с помощью ощущений, в
качестве, которых выступает отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в результате их воздействия на органы чувств. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные и другие ощущения.
Практически 90% информации водитель получает с помощью
зрения. Опыт показывает, что в темное время суток число ДТП увеличивается на 50% даже при значительном уменьшении интенсивности движения из-за существенного снижения возможности получать полную информацию о дорожной обстановке.
Зрение человека бинокулярно, острота зрения при этом требует
постоянного контроля. Угол видимого пространства для глаз составляет: 120…140 град по горизонтали, 100…110 град по вертикали. При этом поле центрального зрения всего 3..6 град.
Фокусировка взгляда занимает 0,25…0,65 с, а с поворотом головы до 1,0…1,2 с.
Зрение человека может иметь определенные недостатки:
плохая адаптация глаз при быстром изменении освещения (ослепление может продолжаться от 10 с до нескольких минут);
плохая аккомодация глаз (способность хрусталика изменять свою форму и соответственно фокусное расстояние);
плохая цветовая восприимчивость (красный и фиолетовый утомляют зрение, желтый и голубой успокаивают).
Вместе с тем органы чувств обладают определенным порогом
чувствительности. Так при ухудшении видимости и искусственном освещении с увеличением скорости АТС на каждые 16 км/час расстояние видимости снижается на 6 м. Предел чувствительности для слуха шелест листвы, шепот на расстоянии не более 1 м.
Для того, чтобы человек мог воспринять информацию, время прохождения объектов в поле его зрения должно быть больше времени восприятия и переработки информации.
Важным психическим свойством является реакция организма на заранее известный сигнал. Они могут быть простыми и сложными. Простая – ответное действие на один заранее известный сигнал, в среднем 0,4…0,6 с. Сложная – при необходимости выбора характера действия из ряда возможных, в среднем 0,4…2,6 с. Значительно снижается время реакции при готовности водителя к возможному появлению опасности, что возможно если он постоянно анализирует дорожную ситуацию.
Различают скрытую (латентную) и моторную (движения) реакции. Так, если моторная реакция (перенос ноги с педали на педаль) может составлять 0,005…0,29 с, то общая может достигать 0,5…2,0 с. Прием алкоголя увеличивает время реакции в среднем в 2…3 раза.
Основными средствами предупреждения утомления остаются правильная организация труда и отдыха водителей.
- Организация
- Вопрос 2. Общие сведения об автомобильном транспорте.
- Вопрос 3. Классификация и система обозначения атс.
- Тема 2. Транспортный процесс. Производительность перевозок.
- Вопрос 4. Показатели работы автотранспорта.
- Вопрос 5. Транспортный процесс и его элементы.
- Вопрос 6. Производительность грузового автомобиля.
- Вопрос 7. Производительность автомобильного парка.
- Тема 3. Перевозные свойства подвижного состава.
- Вопрос 8. Условия эксплуатации и перевозные свойства.
- Вопрос 9. Исследование веса и габаритных размеров.
- Вопрос 10. Удобство использование автомобилей.
- Вопрос 11. Техническая скорость.
- Вопрос 12. Безопасность движения атс.
- Вопрос13. Эффективность использования автомобилей.
- Тема 4. Выбор грузового подвижного состава для выполнения перевозок.
- Вопрос 14. Выбор подвижного состава для выполнения заданного объема перевозок.
- Вопрос 15. Эффективное применение автопоездов.
- Вопрос 16. Выбор грузоподъемности автопоезда.
- Вопрос 17. Эффективное применение автомобилей-самопогрузчиков и самосвалов.
- Тема 5. Организация движения при перевозках грузов.
- Вопрос 18. Маршруты движения и показатели работы на маршрутах.
- Вопрос 19. Координация работы автомобилей и погрузо-разгрузочных пунктов.
- Вопрос 20. Организация работы автомобилей и автопоездов.
- Вопрос 21.Организация движения при магистральных перевозках.
- Тема 6. Грузы, грузооборот, грузопотоки.
- Вопрос 22. Грузы, классификация.
- Вопрос 22.Тара и её маркировка.
- Вопрос 23. Объём перевозок, грузооборот, грузопотоки.
- Вопрос 24. Методы анализа рынка транспортных потребностей. Для изучения грузопотоков применяются следующие методы:
- Тема 7 . Требования безопасности при погрузо-разгрузочных работ
- Вопрос 25. Общие правила организации погрузо-разгрузочных работ.
- Вопрос 26. Погрузка, перевозка и выгрузка грузов.
- Вопрос 27. Подъемно-транспортные работы
- Тема 8. Организация перевозок грузов.
- Вопрос 28. Выбор способов обслуживания перевозочного процесса.
- Вопрос 29. Взаимоотношения с клиентурой, юридическое обеспечение перевозочного процесса.
- Вопрос 30. Виды тарифов на перевозку грузов.
- Вопрос 31. Экономико-математические методы в планировании перевозок.
- Тема 9. Технология перевозки грузов.
- Вопрос 32. Контейнерные перевозки.
- Вопрос 33. Пакетные перевозки грузов.
- Вопрос 34. Перевозка грузов в фургонах и цистернах.
- Вопрос 35. Торговые и промышленные грузы.
- Вопрос 36. Перевозка сельскохозяйственных грузов.
- Вопрос 37. Перевозка строительных грузов
- Вопрос 38. Перевозка тяжеловесных, крупногабаритных и
- Тема10. Рациональные сферы применения автомобильного транспорта. Взаимодействие с другими видами транспорта.
- Вопрос 39. Рациональные сферы применения автомобильного транспорта.
- Вопрос 40. Условия взаимодействия различных видов транспорта.
- Вопрос 41. Безперегрузочное смешанное сообщение.
- Вопрос 42. Перспективы развития автомобильного транспорта. Новые виды транспорта.
- Тема11. Пассажирские перевозки.
- Вопрос 43. Городская транспортная система.
- Вопрос 44. Транспортная подвижность населения.
- Вопрос 45. Основные элементы работы автобусов.
- Вопрос 46. Маршруты. Виды автобусного сообщения.
- Вопрос 47. Организация движения автобусов.
- Вопрос 48. Таксомоторные перевозки.
- Тема 12. Организация работы службы перевозок автотранспортного предприятия.
- Вопрос 49. Эксплуатационные службы автотранспортных предприятий и диспетчерское руководство перевозками.
- Вопрос 50. Транспортно-экспедиционные операции.
- Тема 13 . Безопасность дорожного движения. Участники дорожного движения.
- Вопрос 51. Проблема обеспечения безопасности дорожного
- Вопрос 52. Основные термины и определения.
- Вопрос 53. Система «автомобиль-водитель-дорога».
- Вопрос 54. Системы обеспечения бдд.
- Вопрос 55. Психофизиологические основы деятельности водителя.
- Вопрос 56. Организация труда и отдыха водителя.
- Вопрос 57. Профессиональное мастерство водителя и его оценка.
- Тема 14 Нормативно-правовая база организации и безопасность дорожного движения
- Вопрос 58. Основные проблемы и пути совершенствования нормативно-правовой базы.
- Вопрос 59. Лицензирование на автомобильном транспорте.
- Тема 15 Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий.
- Вопрос 60. Понятие о дтп, их классификация и учет.
- Вопрос 61. Учет дтп. Карточка учета дтп.
- Вопрос 62. Учет дтп в транспортных и дорожных организациях.
- Вопрос 63. Анализ статистических данных о дтп. Показатели аварийности.
- Вопрос 64. Проведение служебного расследования дтп.
- Вопрос 65. Экспертиза дтп. Роль инженерных расчетов в исследовании дтп.
- Тема 16. Безопасность транспортных средств.
- Вопрос 66. Конструктивная безопасность транспортных средств.
- Тема 17. Дорожные условия и безопасность движения.
- Вопрос 67. Дорожные факторы.
- Вопрос 68. Проведение обследований маршрутов автомобильных перевозок.
- Вопрос 69. Выявление опасных участков на маршрутах движения.
- Вопрос 70. Методы выявления опасных участков
- Тема 18. Организация работы по бд на атп.
- Вопрос 71. Повышение квалификации водителей.
- Вопрос 72. Особенности обеспечения бд при перевозках пассажиров.
- Тема 19. Методы обеспечения бд. Разметка, сигнализация, освещения, оповещение.
- Вопрос 72. Организация дорожного движения.
- Вопрос 74. Основные характеристики дд.
- Вопрос 75. Пропускная способность улично-дорожной сети.
- Вопрос 76. Методические принципы организации дд.
- Вопрос 77. Разделение движения в пространстве.
- Вопрос 78. Разделение движения по времени.
- Вопрос 79. Формирование однородных транспортных потоков.
- Вопрос 80. Оптимизация скорости движения на улицах и дорогах.
- Вопрос 81. Решение проблем организации движения пешеходов.
- Вопрос 82. Решение проблем временных стоянок.