logo search
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 55. Психофизиологические основы деятельности водителя.

С одной стороны, как мы уже знаем ,согласно статистике человек является виновным в 9 из 10 случаев ДТП. С другой стороны, именно человек и его целенаправленная деятельность по решению проблем организации и безопасности движения – это то, что, в конечном счете, может решить эту проблему в той или иной степени. И потому роль человека здесь просто неоценима.

Водитель по сути оператор. управляющий движущейся сложной машиной, что требует наличие у него определенных качеств. которые могут быть выявлены исходя из анализа его деятельности.

Деятельность водителя требует восприятия большого количества различной информации. При этом необходимо не только ее воспринять. Но и переработать, проанализировать, принять решение и произвести действие.

Весь этот процесс требует определенных затрат времени, которого зачастую может не хватить, что и приводит водителя к совершению неправильных действий в результате следующих причин:

Необходимо отметить, что перечисленные причины могут явиться, вместе с тем, следствием психического состояния водителя в данный момент или недостаточностью опыта, навыков вождения и т. д. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психофизическое состояние

Профессиональная деятельность водителя в определенной степени формирует характер человека. Необходимость принятия решения в сложных дорожных условиях при дефиците времени развивает у водителя волевые качества, инициативу, ответственность, настойчивость и т.п.

По мере выполнения работы, в организме человека происходят процессы, которые в определенный момент времени приводят к снижению работоспособности. Такое состояние называют утомлением.

Признаками утомления являются:

В результате утомления водитель теряет готовность к экстренному действию, т. е. происходит снижение его бдительности. Под влиянием утомления ухудшаются зрительские функции, двигательная реакция и координация движения, снижается интенсивность внимания, теряется чувство скорости, притупляется чувство ответственности.

Психофизиологические характеристики водителя.

Водитель получает информацию с помощью ощущений, в

качестве, которых выступает отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в результате их воздействия на органы чувств. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные и другие ощущения.

Практически 90% информации водитель получает с помощью

зрения. Опыт показывает, что в темное время суток число ДТП увеличивается на 50% даже при значительном уменьшении интенсивности движения из-за существенного снижения возможности получать полную информацию о дорожной обстановке.

Зрение человека бинокулярно, острота зрения при этом требует

постоянного контроля. Угол видимого пространства для глаз составляет: 120…140 град по горизонтали, 100…110 град по вертикали. При этом поле центрального зрения всего 3..6 град.

Фокусировка взгляда занимает 0,25…0,65 с, а с поворотом головы до 1,0…1,2 с.

Зрение человека может иметь определенные недостатки:

Вместе с тем органы чувств обладают определенным порогом

чувствительности. Так при ухудшении видимости и искусственном освещении с увеличением скорости АТС на каждые 16 км/час расстояние видимости снижается на 6 м. Предел чувствительности для слуха шелест листвы, шепот на расстоянии не более 1 м.

Для того, чтобы человек мог воспринять информацию, время прохождения объектов в поле его зрения должно быть больше времени восприятия и переработки информации.

Важным психическим свойством является реакция организма на заранее известный сигнал. Они могут быть простыми и сложными. Простая – ответное действие на один заранее известный сигнал, в среднем 0,4…0,6 с. Сложная – при необходимости выбора характера действия из ряда возможных, в среднем 0,4…2,6 с. Значительно снижается время реакции при готовности водителя к возможному появлению опасности, что возможно если он постоянно анализирует дорожную ситуацию.

Различают скрытую (латентную) и моторную (движения) реакции. Так, если моторная реакция (перенос ноги с педали на педаль) может составлять 0,005…0,29 с, то общая может достигать 0,5…2,0 с. Прием алкоголя увеличивает время реакции в среднем в 2…3 раза.

Основными средствами предупреждения утомления остаются правильная организация труда и отдыха водителей.