logo search
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 80. Оптимизация скорости движения на улицах и дорогах.

Под организацией скоростного режима следует понимать воздействие на скорости транспортных средств, в потоке для повышения безопасности движения или пропускной способности. Таким образом, в зависимости от конкретных условий задача оптимизации может заключаться в снижении или повышении существующего скоростного режима. Эта задача может быть решена следующими способами:

1. Ограничение и контроль скоростного режима.

Ограничения скорости могут быть постоянными и повсеместными (устанавливаются ПДД) или временными и местными. Местные и обычно временные ограничения устанавливаются на участках дорог с опасными условиями до устранения этих условий, когда это не удается сделать сразу.

Контроль за соблюдением скоростного режима осуществляют передвижные посты ГИБДД.

2. Регулирование скоростного режима.

Регулирование направлено на снижение вероятности ДТП, которая тем выше, чем больше скорость данного АТС отличается от средней скорости транспортного потока. По данным американских специалистов наиболее безопасным является движение со скоростью, которая больше средней на 6-8 км/час. Выравниванию скоростного режима способствует ограничение верхнего предела скорости на дорогах и установление минимально допустимой скорости. Используют не только запрещающий знак «Ограничение максимальной скорости», но предписывающий знак «Ограничение минимальной скорости». В некоторых случаях регулирование обеспечивается рекомендательным знаком «Рекомендуемая скорость». В этом случае наилучший результат дает светофорное регулирование рекомендуемой скорости.

Следует понимать, что при ограничении скорости на каком-либо участке необходимо учитывать существующий уровень скорости на подходе к этому участку, поскольку резкий перепад скоростей обязательно создает потенциальную опасность ДТП.

Для повышения скорости по магистральным улицам городов в отдельных случаях может быть установлен предел скоростного режима выше общепринятого. Это допустимо только при хорошем инженерном обустройстве магистрали, где должно быть упорядочено пешеходное движение (обязательное регулирование, устройство переходов в разных уровнях), а также должно быть обеспечено регулирования поворота налево и разворота.

3. Мероприятия по «успокоению» движения.

Как показывает опыт требованиям ПДД и в том числе знаков, ограничивающих скорость, не подчиняется значительная часть водителей, увлекающихся неоправданно быстрой ездой. В связи с этим во многих странах разработаны и внедрены способы так называемого «успокоения» движения. К ним относят: средства звуковой и световой информации об ограничении скорости, установку замедлителей, располагаемых поперек проезжей части, установку препятствий на местных проездах, расположение которых приводит к зигзагооборазной траектории движения, оптическое воздействие на водителя поперечной разметкой проезжей части с переменным шагом при подходе к опасному месту, местное сужение проезжей части при подъезде к зоне пешеходного перехода.