logo search
[megashare

33. Диагностика и техническое обслуживание осветительного оборудования

При длительной эксплуатации, даже в случае точного выполнения правил технического обслуживания, изменяются оптические свойства рассеивателей. Они подвергаются воздействию твердых частиц и солнечных лучей. Относи­тельно мягкие рассеиватели из пластмассы покрываются микровпадинами и се­тью царапин, красители выцветают, у рассеивателя изменяется цвет и увеличи­вается коэффициент пропускания. Рассеиватель может потерять форму при пе­регреве, если лампа большой мощности (21 Вт) дпительное время работает во время стоянки автомобиля. При наличии на цветном рассеивателе сколов или трещин сигнал светового прибора воспринимается двухцветным, белый цвет может подавить основной цвет сигнала, исказить передаваемую информацию и усилить слепящее действие светового прибора. Поврежденные рассеиватели следует заменить.

Не допускается самостоятельная замена рассеивателя круглой фары. Рас­сеиватели круглых фар строго ориентированы относительно посадочного ме­ста под лампу, что обеспечивается только в заводских условиях, поэтому за­меняют весь оптический элемент. Решение о замене оптического элемента фары принимают по результатам измерения сипы света при номинальном на­пряжении на лампах и правильной их регулировке. Сила света должна быть не менее 85 ООО кд.

У отражателей световых приборов обычно нарушаются оптические свойства рабочей поверхности из-за коррозии при недостаточной вентиляции. Нельзя протирать рабочую поверхность. Это приводит к образованию царапин и иска­жению структуры светового пучка. Светораспределение прибора изменяется также при нарушении формы отражателя, отслоении алюминиевого покрытия от его рабочей поверхности.

Весьма специфично проявляется нарушение контакта светового прибора с «массой». В двухфарных системах освещения в фаре, у которой отсутствует контакт с корпусом автомобиля, очень слабо светятся обе нити лампы, так как при включении ближнего света нить ближнего света соединяется с корпусом через нити дальнего света ламп обеих фар. При этом горит контрольная лампа дальнего света. С меньшей световой отдачей будут работать в проблесковом режиме оба задних указателя поворота при нарушении контакта с «массой» у заднего группированного светового прибора. При этом могут гореть и лампы других сигнальных фонарей.

Обрыв в цепях электроснабжения источников света вследствие перегорания нитей ламп накаливания или нарушения соединений в сети и коммутационной аппаратуре приводит к внезапным отказам. Эти неисправности могут быть об­наружены внешним осмотром световых приборов. Ухудшение светотехнических характеристик отдельных световых приборов в процессе эксплуатации приво­дит к постеленному отказу системы. Неисправности, связанные с постепенным отказом, могут быть обнаружены только при использовании специальных изме­рительных приборов.

Внешний осмотр световых приборов автомобиля необходимо проводить еже­дневно. Он позволяет выявить внезапный отказ светового прибора или его ме­ханическое повреждение. При ежедневном техническом обслуживании следует проверять состояние рассеивателей. работу всех световых приборов в различ­ных положениях выключателей и переключателей света, исправность конт­рольных ламп. Особое внимание нужно обратить на цвет передних и задних фонарей во включенном состоянии, на правильность функционирования сигналов торможения и указателей поворота. Сигналы торможения должны быть красно­го цвета равной интенсивности. Частоту проблеска указателей поворота можно проверить с помощью наручных часов с секундной стрелкой (10 световых им­пульсов е течение 5-10 с). Обнаруженная неисправность должна быть немед­ленно устранена. Эксплуатация автомобиля с неисправным световым прибором из обязательного комплекта не допускается.

При ТО-1 выполняют операции ежедневного обслуживания, проверяют креп­ление фар, передних и задних фонарей, работу всех выключателей и переклю­чателей, надежность соединений в цепях электроснабжения световых прибо­ров. При ТО-2 проводятся операции ТО-1, а также проверяют светораспреде­ление. измеряют силу света фар и определяют необходимость их регулирова­ния. При ТО-1 и ТО-2 систему освещения и световой сигнализации проверяют с помощью приборов.

Контроль работоспособности световых приборов, непосредственно влияющих на безопасность движения, целесообразно проводить при выполнении транс­портной работы на линии. Исправность фонарей во время движения автомоби­ля можно оценить по свету, отраженному от объектов дорожной обстановки. Так. правильность функционирования сигналов торможения можно проверить, наблюдая через зеркало заднего вида фары стоящего сзади автомобиля. Если при движении автомобиля включен ближний свет, а водителю часто сигнализи­руют о необходимости переключения света, то нарушена регулировка фар и не­исправность нужно немедленно устранить.

Неисправности выключателей, переключателей, реле и прерывателей тока ука­зателей поворота системы освещения и световой сигнализации необходимо опре­делять с помощью контрольных ламп в соответствии со схемами внутренних соеди­нений и коммутации. Зазоры между контактами реле, усилия перемещения рычагов переключателей свободного хода и рабочего перемещения штоков выключателей фонарей заднего хода и диафрагм выключателей сигналов торможения регулиру­ют в соответствии с техническими условиями на данный коммутационный аппарат.