logo search
[megashare

38. Назначение и устройство автомобильной системы информации

Основным назначением информационно-измерительной системы авто является обеспечение водителя информацией о режиме движения, о работоспособности или о состоянии агрегатов авто и авто в целом.

В этом смысле информационно-измерительная система подобна системе освещения и сигнализации, т.к. у этих систем существует общая задача – обеспечение водителя необходимой информацией.

Уровень информативности обеспечивается как конструкцией самих приборов, так и их компоновкой на приборном щитке, поэтому наиболее важные, связанные с безопасностью движения приборы, к которым водитель обращается наиболее часто, размещаются в центральной зоне, а приборы, к которым водитель обращается редко, устанавливаются в зонах меньшей информативности. Оптимальный угол обзора должен составлять без перевода взгляда по горизонтали 30-40º, с переводом взгляда 50-60º, а с поворотом головы до 90º.

В вертикальной плоскости – максимально допустимые углы обзора должны укладываться в диапазоне 30º вверх и 40ºвниз от линии взгляда водителя.

Шкалы приборов должны выполнятся так, чтобы считывание показаний не вызывало затруднения (расцветка шкал по зонам). Параметры нормальные – зелёный цвет, предупреждение – жёлтый, аварийная величина – красный цвет с оцифровкой в конце зоны. Цифры на шкале имеют вертикальное расположение.

Световые сигнализаторы должны обеспечивать достаточную яркость для восприятия водителем. Для аварийных сигнализаторов – красный цвет с частотой 3-5 Гц (3-5 миг. в сек).

По способу отображения информации приборы информационно – измерительной системы делятся на указывающие и сигнализирующие.

Указывающие – имеют шкалу, на которой высвечиваются, указываются стрелкой (световым индикаторным столбиком или др. способом) значение измеряемой величины.

Сигнализирующие приборы снабжают водителя информацией, обычно об одно, аварийного значения, величиной. Причём информируют водителя звуковым или световым прибором. Количество сигнализирующих приборов увеличивается с целью облегчения управления автомобиля.

Конструктивно приборы делятся на механические и электрические, отдельный класс составляет электронные измерительные приборы.

Электрические измерительные приборы состоят из датчика и указателя, соединенных между собой проводами. Датчик устанавливается в месте измерения, преобразует измеряемую физическую величину в электрический сигнал.

Электрический сигнал – сопротивление, ёмкость, индуктивность, импульс.

В приёмнике электрический сигнал преобразуется в перемещение стрелки вдоль шкалы, отградуированной в единицах измеряемой величины.

Электронные измерительные системы расширяют возможности как в количестве измеряемых параметров, так и в качестве. Щиток может быть заменён на дисплей.

По назначению электронно-измерительные приборы делят на: термометры, измерители давления, измерители уровня топлива, измерители зарядного режима аккумулятора, измерители скорости и пройденного пути, измерители частоты вращения коленвала, тахографы, эконометры.

Конструктивно приборы могут изготовляться в виде отдельных приборов и комбинированные.