logo search
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 69. Выявление опасных участков на маршрутах движения.

Для безопасного проезда опасных мест характерна необходимость существенного снижения скорости потока автомобилей из-за неожиданного ухудшения дорожных условий или необходимости перестроения транспорт­ного потока, связанных с изменением ранее сложившегося режима движения.

Выделяют следующие группы признаков опасных участков:

1 группа: несоответствие численного значения состояния одного из элементов дороги скоростям движения, развиваемым на предшествующих участках дороги.

Сюда относят:

– мосты с шириной проезжей части меньшей, чем у дороги на подходах;

– участки около автобусных остановок при отсутствии уширений проезжей части;

– дороги в населенных пунктах около магазинов, рынков, учреждений или столовых при отсутствии оборудованных стояночных площадок;

– участки дорог с узкой проезжей частью и неукрепленными обочинами, ширина которых не соответствует интенсивности движения;

– скользкие места на кривых большого радиуса или на дорогах с шероховатым покрытием;

– кривые малых радиусов в конце затяжных спусков.

2 группа: недостаточная видимость в плане и продольном профиле, создающая опасность наезда на препятствия на проезжей части или столкновение с идущим на обгон встречным автомобилем.

К их числу относятся:

– выпуклые переломы продольного профиля с вписанными кривыми малого радиуса;

– кривые в плане малых радиусов на местности, покрытой лесом;

– кривые в плане в населенных пунктах или при посадках аллейного типа на обочинах;

– примыкание и пересечение дорог, около которых расположены строения, павильоны автобусных остановок;

– наличие на участках, имеющих постоянный уклон, и просматриваемых на большое расстояние отдельных пониженных мест (просадок), в которых не видны встречные автомобили.

3 группа: резкие изменения направления дороги и места, где у водите­лей создается неправильное представление о дальнейшем направлении дороги.

Сюда относят:

– поворот дороги непосредственно за вершиной выпуклой вертикальной кривой;

– скрытый поворот основной дороги в сторону с примыканием по основному направлению второстепенной дороги;

– примыкание второстепенных дорог к магистральным дорогам на кривых;

– зигзагообразные повороты для пересечения малых водотоков или железных дорог под прямым углом.

4 группа: места, где часть транспортного потока изменяет скорость или совершает перестроение.

К их числу относят:

– участки дороги без переходно-скоростных полос перед съездами с дороги;

– затяжные крутые подъемы, которые автомобили с малым запасом тяги преодолевают на пониженных передачах со значительно сниженной скоростью, особенно опасные при пересеченном рельефе и недостаточной види­мости в продольном профиле, что может привести к столкновению при обгонах;

– перекрестки и примыкания в одном уровне, а также неорганизованные ("дикие") съезды, стихийно возникающие при уборочных работах в сельскохозяйственных районах;

– кривые малых радиусов перед мостами и пересечения с местными дорогами в конце затяжных спусков.

5 группа: места, где дорожные условия и придорожная обстановка способствуют значительному превышению безопасной скорости автомобиля.

Сюда относят:

– затяжные спуски на пересечениях глубоких речных долин, характерные для некоторых автодорог юга России;

– длинные прямые участки в открытой степной местности, где однообразный придорожный ландшафт, отсутствие подъемов и спусков приводят к потере водителями контроля за скоростью.

6 группа: места значительного ухудшения в неблагоприятную погоду условий движения на коротких участках дорог.

К ним относят:

– пересечение дорогой пониженных участков местности, где образуются ночные туманы;

– подверженные образованию гололедицы участки дорог, рядом с которыми установлены градирни промышленных предприятий;

– участки на проезжей части мостов;

– скользкие после дождя свежеуложенные асфальтобетонные покрытия.

7 группа: места разделения, слияния и пересечения транспортных потоков.

Сюда относят:

– пересечение в одном уровне;

– переходно-скоростные полосы.

8 группа: места, где на дороге могут неожиданно появиться пешеходы, велосипедисты и дикие животные.

Сюда относят:

– примыкающие к населенным пунктам участки дорог;

– автобусные остановки;

– дороги, проложенные в заповедной зоне.

Опасность многих участков дорог не всегда очевидна и для выявления таковой могут использоваться специальные методы, основанные, в частности, на данных статистики дорожно-транспортных происшествий.

Статистика аварийности показывает, что на дорожной сети ДТП

распределяются неравномерно. Имеются участки, характеризуемые более высоким уровнем аварийности, по сравнению, с соседними. По некоторым данным, до 90% погибших в ДТП приходятся именно на эти участки.