logo search
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 71. Повышение квалификации водителей.

Основная задача, стоящая перед работниками , отвечающими за

БД на АТП это проведение повышения квалификации водителей, оценки качества обучения и его результатов. В такой работе незаменимы технические средства обучения:

В обязанности инженера по БД входит:

Однако главная деятельность должна быть направлена на повышение

квалификации водительского состава.

Статистика показывает, что наиболее тяжелые и частые аварии совершают водители со стажем менее 8 лет, поэтому учиться никогда не поздно.

Подготовка и повышение квалификации водителей связаны в первую очередь с проведением ситуационного обучения, в том числе в критических ситуациях, получение системных знаний о типичных опасных ситуациях.

Наиболее целенаправленное формирование навыков базируется на ряде признаков:

  1. Принцип обучения на тренажере (реальные конкретные примеры с максимальным приближением);

  2. Принцип наглядности (на рисунках, слайдах, видео);

  3. Принцип полигона (учебный автомобиль в реальных ситуациях);

  4. Принцип привязки к участку (изучение групп ДТП по конкретным участкам повышенной опасности).

Наиболее важные ситуации:

В таких ситуациях необходимо принимать зачастую единственно правильное решение, а для этого нужны навыки.

В основе формирования таких навыков, во-первых, наблюдение за дорожной обстановкой, умение видеть «скрытую» опасность, во-вторых, постоянное предусматривание ошибочного действия у других участников движения.

При этом иногда нужно не только учиться, но и переучиваться. Некоторые приобретенные навыки не нужны. В частности:

Водитель должен избавиться от таких навыков.

Особое внимание следует уделить также зонам повышенной опасности, при проезде которых пригодятся методы безопасного управления:

В целом с течением времени у водителя происходит стихийное, индивидуальное формирование навыков безопасного управления. В месте с тем очень важно уметь анализировать уже произошедшие ДТП, ведь многие из них типичны. Это дает знание предпосылок к совершению ДТП, знание типичных аварийных и опасных ситуаций.

Требуемые навыки действия в критических ситуациях при этом как правило могут сформироваться в ходе трехэтапного обучения: