Порядок проведения работы:
Изучение состава работ по техническому обслуживанию
приборов электрооборудования НТТМ.
2. Проверка технического состояния аккумуляторных батарей.
3. Проверка технического состояния и регулировка светотехнических приборов.
4. Оформление результатов работы.
Первый вопрос студенты рассматривают в составе группы. Для работы на учебных местах по второму и третьему вопросам группа делится на две подгруппы. Время на отработку этих вопросов по 20 минут.
Изучение состава работ по техническому обслуживанию
При техническом обслуживании электрооборудования НТТМ производится очистка от загрязнений, проверка и регулировка натяжения ремня привода генераторной установки, проверка работоспособности всех элементов, обслуживание АКБ, световых и сигнальных приборов, проверка надежности крепления элементов электрооборудования, чистоты и надежности крепления контактов, проверка состояния изоляции проводов.
На НТТМ, оснащенных современными системами электрооборудования, с элементами электронного управления обязательно производится диагностирование систем управления с применением внешних и встроенных систем диагностирования. Обнаруженные неисправные приборы заменяются, некорректно работающие элементы регулируются, при необходимости производится переустановка программного обеспечения.
Проверка технического состояния аккумуляторной батареи
1. Снять аккумуляторную батарею с автомобиля и очистить от загрязнения:
- отвернуть гайки крепления кронштейнов АКБ, ослабить гайки крепления наконечников проводов на клеммах батареи, снять наконечники с клемм, вынуть батарею из гнезда и установить ее на стол;
- очистить батарею от загрязнения, а ее поверхность после очистки протереть ветошью, смоченной десятипроцентным водным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, очистить наконечники проводов и клеммы батареи от окислов;
- вывернуть пробки из крышек аккумуляторов и проволочкой прочистить в них вентиляционные отверстия.
2. Проверить уровень электролита (при необходимости долить дистиллированную воду). Уровень электролита в каждой банке должен быть на 10... 15 мм выше предохранительного щитка. Для определения его вставить стеклянную трубку в заливное отверстие до упора и закрыть ее конец большим пальцем. Трубку вынуть и определить уровень электролита. Если уровень электролита понижен, то долить электролит той же плотности, что и в аккумуляторах.
3. Проверить степень заряженности аккумуляторной батареи. Ее определяют ареометром (по падению плотности электролита) или нагрузочной вилкой (по напряжению).
При определении плотности электролита необходимо учитывать его температуру. Если она выше или ниже 15 °С, вводят поправку 0,0007 на каждый градус изменения. При температуре выше 15 °С поправка прибавляется к показанию ареометра, ниже — отнимается.
Рис. 4.1. Проверка уровня электролита в аккумуляторе и доливка в него дистиллированной воды или электролита: а — проверка уровня электролита; б — снятие пробки; в — надевание пробки на вентиляционный штуцер; г — доливка; д — обратная постановка пробки
Рис. 4.2. Проверка степени заряженности аккумуляторной батареи:
а — ареометром; б — нагрузочной вилкой
Батарею, разряженную на 50% летом (плотность электролита понизилась на 0,08) и на 25% зимой (плотность электролита понизилась на 0,04), необходимо зарядить.
Нагрузочная вилка (рис. 4.2, б) состоит из двух контактных ножек 6, нагрузочного сопротивления 5, вольтметра 4 и рукоятки с кнопкой 3. Наиболее распространена нагрузочная вилка типа ИМИ ATЛЭ-2. Она имеет два сопротивления, одно из которых (0,018... 0,02 Ом) включают с помощью зажимов (при проверке аккумуляторных батарей емкостью 40...65 А-ч), а второе (0,01...0,012 Ом) – емкостью 70…100 А-ч . Напряжение проверять при закрытых пробках и для каждого аккумулятора в отдельности.
Таблица 4.1 Плотность электролита аккумуляторных батарей
Климатические районы | Время года | Плотность электролита при 15 оС для АКБ г/мс3 | ||
Полностью заряженной | Разряженной на | |||
25 % | 50 % | |||
Северные районы при температуре ниже -40 оС | зима лето | 1,31 1,27 | 1,27 1,23 | 1,23 1,19 |
Северные районы при температуре выше -40 оС | В течении всего года | 1,29 | 1,25 | 1,21 |
Центральные районы при температуре выше -30 оС | В течении всего года | 1,27 | 1,23 | 1,19 |
Южные районы при температуре выше -20 оС | В течении всего года | 1,25 | 1.21 | 1.17 |
При 100 % заряде АКБ напряжение каждого аккумулятора должно быть не ниже 2,4 В (суммарное напряжение АКБ – 14,4 В)
При 25 % разряде АКБ напряжение каждого аккумулятора снижается до 2,1 В (суммарное напряжение АКБ – 12,6 В)
При 50 % разряде АКБ напряжение каждого аккумулятора снижается до 1,8 В (суммарное напряжение АКБ – 10,8 В)
АКБ считается полностью разряженной при напряжении ниже 9,7 В и ее эксплуатация без зарядки запрещается.
Заряд АКБ производить зарядным устройством током Iз= 0.1 ЕАКБ
Признаками конца заряда являются обильное газовыделение в течение 2,5 часов и постоянное напряжение U= 14.4 В.
Проверка и регулировка светотехнических приборов
Техническое обслуживание систем освещения
Техническое обслуживание систем освещения включает следующие операции:
- проверку состояния осветительных ламп и проводки;
- замену неисправных ламп;
- устранение повреждения изоляции проводов;
- осмотр соединительных клемм и их креплений;
- проверку целостности резиновых втулок в местах, где провода проходят через отверстия металлических деталей кузова;
- очистку от пыли и грязи отражателей и рассеивателей фар и фонарей, проверку их действия;
- периодическую регулировку установки фар.
Установку фар проверяют и регулируют на отдельном посту или на линии технического обслуживания. Для этого применяют оптические приборы.
Принцип действия оптических приборов заключается в преломлении падающего на линзу оптической камеры прибора света фары с передачей данного светового пятна на встроенный экран.
Рис. 4.3. Схема оптической камеры прибора для проверки
и регулировки света фар: 1 — линза Френеля; 2 — стойка; 3 — экран; 4 — фотоэлемент; 5 — измерительное устройство; 6 — выключатель
Камера (рис. 4.3) состоит из линзы Френеля 1, фокусирующей свет фар на расположенном от нее на расстоянии 100...500 мм экране 3. Экран снабжен устройством для перемещения в вертикальной плоскости — стойкой 2, а на его поверхности нанесена разметка. В фокусе линзы установлен фотоэлемент 4, который через выключатель 6 подключается к показывающему прибору 5.
Применение линзы Френеля обусловлено тем, что в случае перпендикулярности входящего светового потока к плоскости линзы изображение на измерительном экране при смещении геометрического центра фары относительно центра линзы в пределах ±30 мм во всех направлениях не изменяется. Это значительно ускоряет процесс проверки, так как отпадает необходимость четкого совмещения центров линзы и проверяемой фары.
Сила света фонарей (сигналов торможения, габаритных огней, указателей поворотов и аварийной сигнализации и др.) измеряется с помощью пары фотоэлемент — микроамперметр или люксметрами. Располагать фотоэлемент целесообразно на расстоянии 2,5...3,0 м от проверяемого фонаря.
Контроль временных параметров проблесков (времени до первого зажигания, частоты следования проблесков фонарей указателей поворотов) обеспечивается синхронным включением измерительного блока и цепи фонаря при индикации светового сигнала от источника света указателей поворотов. Временные интервалы измеряются с помощью секундомера. Некоторые модели приборов для проверки света фар оснащены устройством для автоматического измерения частоты следования проблесков.
- Методические указания
- Введение
- Требования охраны труда при проведении лабораторных работ Общие требования
- Требования охраны труда при проведении технологических операций по техническому обслуживанию машин
- Требования безопасности при эксплуатации диагностических стендов
- Основные теоретические положения по организации технического обслуживания и ремонта наземных транспортно-технологических машин
- Лабораторная работа № 1. Техническое обслуживание силовых установок наземных транспортно-технологических машин
- Меры охраны труда при выполнении работы
- Порядок проведения работы:
- 1Изучение состава работ по то силовых установок Ежедневное техническое обслуживание (ео)
- Периодические технические обслуживания (то-1, то-2, со) Техническое обслуживание № 1
- Техническое обслуживание № 2
- 2. Натяжение приводных ремней
- Измерение компрессии в цилиндрах двс
- Определение концентрации вредных веществ в отработавших газах
- Отработавшие газы и их компоненты, загрязняющие окружающую среду
- 3.2 Приборы для контроля содержания токсичных веществ в отработавших газах
- 3.3 Измерение токсичности ог бензиновых двигателей прибором «инфракар м» Подготовка прибора к работе
- Порядок выполнения работы
- Порядок проведения измерения экологических показателей бензинового двигателя
- 3.4 Определение дымности отработавших газов прибором «инфракар д»
- Лабораторная работа № 2. Техническое обслуживание систем управления наземных транспортно-технологических машин
- Меры безопасности при выполнении работы
- Порядок проведения работы:
- 1.2. Техническое обслуживание рулевого управления
- 2. Проверка технического и состояния тормозных систем автомобилей ваз-2107 и газ – 2752 «Баргузин»
- 2.4. Порядок измерения параметров тормозных систем
- Отчет о работе по учебному вопросу
- Проверка технического состояния рулевого управления
- 3.1 Нормативные требования к рулевому управлению нттм
- 3.2. Устройство и принцип работы прибора для измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств исл-м
- Порядок измерения суммарного люфта рулевого управления транспортных средств с помощью прибора исл-м
- Отчет о работе по учебному вопросу
- Контрольные вопросы и задания
- Лабораторная работа № 3 . Техническое обслуживание ходового оборудования наземных транспортно-технологических машин
- Мерам безопасности при выполнении работы
- Порядок проведения работы
- Проверка технического состояния колес и шин. Статическая и динамическая балансировка колес
- Проверка технического состояния колес и шин
- Демонтаж и монтаж колес на станке Techno 082
- 2.3.1 Демонтаж колес с бескамерными шинами
- 2.3.2 Монтаж колес с бескамерными шинами
- Проверка состояния подвески
- 3.2 Контроль состояния подвески
- 3.3. Электрогидравлический стенд ast 2.0
- Отчет о выполненной работе
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа № 4. Техническое обслуживание приборов электрооборудования наземных транспортно-технологических машин
- Меры безопасности при проведении работы
- Порядок проведения работы:
- Нормативные требования к освещению
- Порядок проверки технического состояния световых приборов с помощью прибора lite 1.2
- Отчет о выполненной работе
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа №1 Диагностирование электрических систем наземных транспортно-технологических машин.
- 1. Общие положения
- 2. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3. Описание работы
- 3.1 Определение напряжения на отдельных участках электрической цепи.
- 3.2 Подбор предохранителя для конкретной электрической цепи.
- 3.3 Проверка целостности цепи
- 4. Меры безопасности при выполнении работы
- Лабораторная работа №2 Диагностирование мультиплексных сетей передачи сигналов в электронных системах управления агрегатами транспортно-технологических машин.
- 1. Общие положения
- 2. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3. Описание работы
- 3.1. Неисправность в сети шины can ls Comforf
- 3.2. Неисправность в сети шины can hs
- 4. Меры безопасности при выполнении работы
- Лабораторная работа №3 Диагностирование электронных систем управления работой бензинового двигателя на педагогическом стенде.
- 1. Общие положения
- 2. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3. Описание работы
- 3.1. Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
- 3.2. Неисправность датчика потенциометра педали акселератора
- 4. Меры безопасности при выполнении работы
- Лабораторная работа №4
- 3. Описание работы
- 3.1. Неисправность датчика давления воздуха во впускном патрубке
- 3.2. Неисправность управляющего сигнала открытия форсунки
- 4. Меры безопасности при выполнении работы
- 1. Общие положения
- 2. Описание и функциональные возможности стенда мт – н9000
- 2.1. Педагогический стенд мт – н9000, позволяющий имитировать неисправности в работе дизельного двигателя, влючает:
- 2.2. На стенде мт-н9000 контролируются следующие основные датчики и параметры дизельного двигателя:
- 2.3. На стенде мт-н9000 обеспечивается активация следующих основных характеристик и исполнительных устройств дизельного двигателя
- 2.4. На стенде мт-н9000 могут регистрироваться следующие коды
- 3. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3.1. Общее содержание выполнения лабораторной работы
- 3.2. Диагностирование датчика высокого давления(двд) топливной рампы(трр)
- 3.2.1. Назначение, конструктивные особенности и место установки двд
- 3.2.2. Последовательность проведения диагностирования двд трр
- 3.3. Диагностирование неисправности топливной форсунки(инжектора)
- 3.3.1. Назначение, конструктивные особенности и место установки топливных форсунок дизельного двигателя.
- 3.3.2. Последовательность проведения диагностирования форсунок на стенде мт-н9000
- 4. Контрольные вопросы к лабораторной работе
- 5. Меры безопасности при выполнении работы
- Лабораторная работа №6 «Диагностирование систем электронного управления работой дизельного двигателя на базовом автономном стенде mt-moteur-d-Bosch dv4td
- 1. Общие положения
- 2. Описание и функциональные возможности дизельного двигателя на базовом автономном стенде mt-moteur-d-Bosch dv4td
- 2.1. Базовый автономный стенд mt-moteur-d-Bosch dv4td, позволяющий создавать и устранять неисправности в работе дизельного двигателя(рис. 1).
- 2.2. На стенде dv4td контролируются следующие основные датчики и параметры дизельного двигателя:
- 2.3. На стенде dv4td обеспечивается активация следующих основных характеристик и исполнительных устройств дизельного двигателя
- 2.4. На стенде dv4td могут регистрироваться следующие коды
- 3. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3.1. Общее содержание и порядок выполнения лабораторной работы
- 3.2. Диагностирование датчика температуры топлива(1221)
- 3.2.1. Назначение, конструктивные особенности и место установки
- 3.2.2. Последовательность проведения диагностирования датчика температуры топлива
- 3.3. Диагностирование неисправности датчика педали экселератора(1261)
- 3.3.1. Назначение, конструктивные особенности и место установки датчика
- 4. Контрольные вопросы к лабораторной работе
- 5. Меры безопасности при выполнении работы
- Лабораторная работа № 7 Диагностирование систем кондиционирования.
- 1. Общие положения
- 2. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3. Описание работы
- 3.1. Изучение климатической системы автомобиля.
- 3.2 Алгоритм работы системы кондиционирования воздуха.
- 3.3 Работа с заправочной станцией
- 4. Меры безопасности при выполнении работы