logo search
ОАПиБД Курс лекций

Вопрос 44. Транспортная подвижность населения.

Исходной информацией для планирования объемов пассажирских перевозок является транспортная подвижность населения (ТПН). Она может быть определена для любого населенного пункта или района. ТПН определяется суммарным количеством поездок населения в течение года, отнесенном, к численности населения. Может быть определена, и по одному, и по нескольким видам транспорта.

Численность населения учитывают с перспективой, а число поездок определяют либо теоретически по нормативам, либо на основе опроса населения.

Общее годовое число поездок по городу (району):

П = П + П + П, (55)

где:

П; П; П - количество поездок соответственно постоянного населения, населения пригородов и временного населения.

Число поездок постоянного населения рассчитывается по эмпирической формуле:

П = Н(П+П)КККК, (56)

где:

Н - число жителей города (района);

- к-т учитывающий, пользование транспортом;

П, П - годовое количество поездок соответственно одного работающего и одного учащегося;

,- удельный вес работающих и учащихся соответственно;

К- к-т, учитывающий деловые поездки;

К- к-т, учитывающий культурно-бытовые поездки;

К- к-т, учитывающий возвратные поездки;

К- к-т, учитывающий пересадки.

Обычно принимают = 0,75…0,8.

Для города с населением более 1 млн. жителей эти к-ты равны:

= 0,6…0,7; = 0,3…0,35; К= 1,04…1,05; К= 2,2…2,3.

К-т возвратных поездок обычно 1,8…1,9, а К= 1,0…1,1, для

городов с метро 1,2.

Для выяснения величины пассажиропотоков обычно применяют

ряд методов:

  1. Расчетно-статистический, основан на отчетных данных о проданных билетах и полученной выручке. Наиболее приемлем для междугородних перевозок, реже для пригородного сообщения.

  2. Таблично-опросный метод, основан на опросе учетчиком входящих и выходящих пассажиров в автобусе.

  3. Счетно-табличный метод, основан на обследовании пассажиропотоков на остановочных пунктах по всем автобусам, следующим через данную остановку.

  4. Анкетный метод, основан на анкетировании населения.

  5. Талонный метод, основан на обсчете талонов выдаваемых и получаемых при входе.

  6. Глазомерный метод, основан на оценке наполняемости автобуса непосредственно водителем.

В зависимости от потребности и конкретных условий применяют

тот или иной метод.