logo search
[megashare

50. Устройство и работа моторедукторов

Моторедукторы применяются в стек­ло- и фароочистителях, электропри­воде блокировки замков дверей, стек­лоподъемниках. На рис. 10.3 представ­лен моторедуктор стеклоочистителя заднего стекла 47.3730. Конструкция моторедуктора определяется конст­рукцией входящего в него электродви­гателя, однако при этом вал электро­двигателя удлинен и заканчивается нарезкой червяка редуктора. Стенка корпуса редуктора играет роль перед­ней крышки электродвигателя, щеточ­ный узел расположен со стороны реду­ктора. Червячное колесо приводит в действие кривошипно-шатунный меха­низм, состоящий из зубчатых секторов, преобразующий вращательное движе­ние вала двигателя в движение щеток. Зубчатые секторы позволяют расши­рить угол колебания щеток до 120°.

В моторедуктор встроены концевой выключатель, обеспечивающий уклад­ку щеток в крайнем положении при вы­ключении моторедуктора, и биметал­лический предохранитель. Для очистки фар круглой формы достаточен угол колебания щетки 60°. Малогабаритные редукторы, применяемые в фароочи­стителях, не имеют червячного меха­низма. Выходной вал редуктора, па­раллельный валу двигателя, получает колебательное движение от многоступенчатого редуктора и двухзвенного

кривошипно-шатунного механизма, состоящего из шатуна и поводка (рис. 10.4). Для прямоугольной фары достаточен угол колебаний 45°, и моторедуктор очист­ки таких фар имеет однозвенный кривошипный механизм, состоящий из шатуна и закрепленного на боковой поверхности пальца, входящего в прорезь шатуна.

К онцевой выключатель разрывает цепь электроснабжения двигателя, когда

его шток попадает в углубление на вы­ходной шестерне. Многие моторедук­торы стеклоочистителей не имеют кривошипно-шатунного механизма. В этом случае вращательное движение преобразуется в колебательное ры­чажным механизмом щетки. Конструкция моторедукторов стекло­подъемников в значительной мере за­висит от размеров электродвигателя. Если габариты малы и допускают рас­положение моторедуктора в зоне меха­низма подъема стекла, то редуктор объединен с двигателем в единую кон­струкцию, в которой редуктор через червячное колесо осуществляет управ­ление механизмом подъема (рис. 10.5). Такая конструкция может содержать одно-или многоступенчатый промежуточный редуктор, позволяющий при той же скоро­сти подъема стекла увеличить частоту вращения якоря электродвигателя и, сле­довательно, уменьшить его габариты и массу.

Е сли габариты электродвигателя не позволяют разместить его в зоне стекло-подъемного механизма, то там располагается лишь червячный редуктор, вал которого приводится во вращение гибким валом, стальной струной или иным

способом от вала электродвигателя. Наиболее прост по устройству моторедук­тор блокировки замков дверей (рис. 10.6).

Моторедуктор 87.3730 имеет электродвигатель с возбуждением от постоян­ных магнитов, на выходном валу которого расположена шестерня, перемеща­ющая зубчатую рейку, осуществляющую в зависимости от направления враще­ния вала двигателя блокировку или разблокировку дверных замков через пе­редвижной шток. В моторедуктор 87.3730 встроено устройство коммутации цепи управления моторедуктором. Моторедуктор 871.3730 устройства коммутации не имеет.