16. Основные схемы управления электростартерами
Однообмоточное тяговое реле подключается к аккумуляторной батарее GB переводом ключа выключателя зажигания с контактами в нефиксированное положение «стартер». Якорь тягового реле втягивается в электромагнит, с помощью рычажного механизма вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика и в конце хода замыкает силовые контакты реле в цепи электродвигателя.
Силовые контакты замыкаются до полного ввода шестерни в зацепление. Если шестерня упирается в венец маховика, якорь реле продолжает перемещаться вследствие сжатия буферной пружины привода и замыкает силовые контакты. Якорь с шестерней начинают вращаться, и шестерня под действием буферной пружины входит в зацепление, когда зуб шестерни устанавливается против впадины зубчатого венца маховика. Использование дополнительного усилия в шлицевом соединении вала и направляющей втулки ведущей обоймы роликовой муфты свободного хода для перемещения шестерни позволяет уменьшить тяговое усилие и ход якоря электромагнита, размеры и массу тягового реле.
Для отключения стартера необходимо снять усилие с ключа выключателя зажигания. Ключ автоматически займет положение «Зажигание». При этом якорь отключенного от источника тока тягового реле и приводной механизм под действием пружины возвращаются в исходное положение.
В стартерах с двухобмоточными реле при замыкании контактов выключателя зажигания ток от батареи проходит через втягивающую и удерживающую обмотки. При замыкании контактов реле втягивающая обмотка замыкается накоротко.
Обмотки тягового реле могут подключаться к источнику тока через контакты вспомогательного реле . Дополнительный контакт в тяговом реле или во вспомогательном реле замыкает накоротко добавочный резистор катушки зажигания.
В рассмотренных схемах управления после пуска двигателя следует немедленно выключить стартер, так как при длительном вращении ведомой обоймы с шестерней привода возможно заклинивание роликовой муфты свободного хода и повреждение якоря. Включение стартера при работе двигателя может привести к повреждению зубьев шестерни и венца маховика или выходу из строя муфты свободного хода.
Надежность системы пуска и срок службы стартера можно повысить за счет автоматизации отключения стартера после пуска двигателя и блокировки его включения при работе двигателя.
Электронное устройство автоматического отключения и блокировки включения стартера содержит блок управления и датчик частоты вращения коленчатого вала. Блок управления настроен на частоту вращения, при которой стартер должен отключаться. Частота эта должна быть больше максимально возможной пусковой частоты вращения коленчатого вала электростартером и меньше минимальной частоты вращения коленвала в режиме прогрева двигателя после пуска.
При пуске двигателя выключатель приборов и стартера переводится в положение «стартер», транзистор VT5 открывается (первое устойчивое состояние триггера на транзисторах VT4 и VT5) и подключает к аккумуляторной батарее вспомогательное реле, которое включает стартер. При вращении коленчатого вала двигателя через вход штекерного разъема на электронное устройство подается синусоидальное напряжение от фазы генератора, которое транзистором VT1 преобразуется в прямоугольные импульсы нормированной амплитуды. С помощью резисторов R1, R2, R3 и конденсатора С1 ограничивается входное напряжение и отфильтровываются импульсные помехи во входных цепях.
Прямоугольные импульсы заряжают конденсатор С3 преобразователя частота-напряжение. Чем больше частота входного сигнала (частота вращения коленчатого вала двигателя), тем меньше промежутки времени между импульсами и разряд конденсатора С2. При определенной частоте вращения коленчатого вала напряжение на конденсаторе С3 превышает опорное напряжение на резисторе R10÷R15, транзисторы VT2 и VT3 открываются и триггер переводится во второе устойчивое состояние, когда транзистор VT4 открыт, а транзистор VT5 закрыт. Вспомогательное реле обесточивается и отключает стартер. Диоды VD10, VD13 и конденсаторы С5, С6 обеспечивают надежное закрытие транзисторов VT5 и VT4.
Терморезистор R11 изменяет частоту вращения вала двигателя, при которой стартер должен отключаться, в соответствии с изменением температуры окружающего воздуха. Повторное включение стартера после первой неудачной попытки пуска возможно только после предварительного перевода ключа выключателя зажигания в положение «Выключено».
- 1. Основные направления совершенствования электрооборудования автомобилей
- 2. Классификация электрооборудования автомобилей
- 3. Микропроцессорные системы управления автомобильным двигателем
- 4. Назначения, условия эксплуатации аккумуляторных батарей и требования к ним
- 5. Классификация аккумуляторов, их типы и условные обозначения
- 6. Устройство, принцип работы и основные характеристики аккумуляторных батарей
- 7. Диагностика и техническое обслуживание аккумуляторных батарей
- 8. Классификация генераторов. Основные требования к ним и сравнительные характеристики
- 9. Устройство и принцип действия генераторов переменного тока
- 10. Основные схемы включения генераторов
- 11. Выпрямительные блоки и их схемы
- 12. Устройство и работа регуляторов
- 13. Основные схемы регуляторов напряжения
- 14. Диагностика и техническое обслуживание генераторных установок
- 15. Устройство и работа электростартеров
- 16. Основные схемы управления электростартерами
- 17. Электротехнические устройства облегчения пуска двигателей
- 18. Диагностика и техническое обслуживание электростартеров
- 19. Устройство и принцип работы автомобильной системы зажигания
- 20. Классификация и маркировка свечей зажигания
- 21. Свечи зажигания (назначение, устройство, принцип действия)
- 22. Диагностика и техническое обслуживание устройств облегчения пуска двигателя
- 23. Диагностика и техническое обслуживание свечей зажигания
- 24. Классификация катушек зажигания
- 25. Устройство и принцип работы катушек зажигания
- Принцип действия
- 26. Характеристики и основные требования, предъявляемые к катушкам зажигания
- 27. Диагностика и техническое обслуживание катушек зажигания
- 28. Современные автомобильные системы зажигания
- 29. Классификация систем освещения автомобилей
- 30. Назначение автомобильных систем освещения
- 31. Международная система обозначения световых приборов
- 32. Устройство и работа галогенных ламп, их маркировка
- 33. Диагностика и техническое обслуживание осветительного оборудования
- 34. Приборы световой сигнализации автомобиля
- 35. Классификация сигнального оборудования
- 36. Основные характеристики и требования к световым и звуковым сигналам
- 37. Диагностика и техническое обслуживание сигнального оборудования
- 38. Назначение и устройство автомобильной системы информации
- 39.Классификация контрольно-измерительных приборов
- 40. Датчики электрических приборов
- 41. Датчики электронных информационных систем
- 42. Устройство и работа магнитоэлектрических автомобильных устройств
- 43. Устройство и работа электромагнитных автомобильных указателей
- 44. Устройство и работа автомобильных указателей импульсной системы
- 45. Диагностика и техническое обслуживание контрольно-измерительной системы
- 46. Измерители зарядного режима аккумуляторной батареи
- 47. Устройство и работа спидометров, одометров и тахометров
- 48. Классификация автомобильных электроприводов
- 49. Устройство и работа автомобильных электродвигателей
- 50. Устройство и работа моторедукторов
- 51. Устройство и работа мотонасосов
- 52. Схемы управления электроприводами
- 53. Диагностика и техническое обслуживание электроприводов
- 54. Общее сведения о системах автоматического управления двигателем
- 55. Электронные системы впрыска топлива
- 56. Диагностика и техническое обслуживание бортовой сети
- 57. Общие сведения о комплектных системах управления двигателем
- 58. Комплексная система управления двигателем «эсау-ваз»
- 59. Диагностика и техническое обслуживание систем управления двигателем
- 60. Структурные, функциональные и принципиальные электрические схемы
- 61. Система автоматического управления гидравлическими тормозами
- 62. Автоматические коробки передач с электронным управлением
- 63. Диагностика и техническое обслуживание автоматических коробок передач
- Особенности обслуживания
- 64. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей
- 1. Основные направления совершенствования электрооборудования автомобилей