Отработавшие газы и их компоненты, загрязняющие окружающую среду
При горении топлива в ДВС образуются вредные вещества, которые выбрасываются в окружающую среду и оказывают вредное действие на атмосферу, почву, воду, растения, животных и людей.
При полном сгорании углеводородного топлива должны были бы образовываться только продукты полного сгорания топлива: диоксид углерода (СО2) и вода (Н2О). Практически же состав ОГ очень сложный и включает более 1000 токсичных соединений, большая часть из них - углеводороды.
Сущность явления токсичности определяется количественной характеристикой взаимоотношений между химическими компонентами внешней среды и организмом человека. Токсичность веществ — это мера несовместимости веществ с жизнью организма. Опасность вещества — это вероятность возникновения и развития отравления в реальных условиях.
Ввиду многообразия и сложности идентификации отдельных соединений обычно рассматривают компоненты или их группы, составляющие основную часть ОГ (таблица 2). В состав ОГ входят вещества, образующиеся в результате термического синтеза из воздуха и жидкого топлива при высоких температурах. Это оксиды азота, продукты неполного сгорания топлива (несгоревшие углеводороды, окись углерода, спирты, кетоны, кислоты, перекиси, сернистый ангидрид, частицы сажи, продукты конденсации и полимеризации), продукты сгорания смазочного масла, вещества, образующиеся из присадок к топливу и маслу, твердые частицы износа двигателя (Fe, Ni, Cu, Cn, Сг).
Таблица 2 Состав отработавших газов карбюраторных и дизельных двигателей
| Концентрация по объему, % |
| ||
Компонент | Бензиновый | Дизельный | Примечание | |
| двигатель | двигатель |
| |
N2 | 74...77 | 74...78 | Нетоксичный | |
О2 | 0,3...8 | 2...18 | Нетоксичный | |
Водяной пар | 3...13.5 | 0,5...10 | Нетоксичный | |
СО2 | 5...13 | 1...12 | Малотоксичный | |
СО | 0,1...12 | 0,005...0,4 | Токсичный | |
NOх, | 0,01...0,8 | 0,004...0,5 | Токсичный | |
СnHm | 0,2...3 | 0,009...0,5 | Токсичный | |
Радикалы CH(NO)x | 0...0,2 | 0,001...0,015 | Токсичный | |
SOx, мг/м3 | 0...0,003 | 0...0,015 | Токсичный | |
Соединения свинца, мг/м3 | 0...60 | — | Токсичный | |
С (сажа), г/м3 | 0...0Д | 0,01...2 | Токсичный | |
Бензальфапирен, мкг/м3 | 0...25 | 0...10 | Токсичный |
У бензиновых ДВС вредных выбросов в расчете на единицу полезной работы больше, чем у дизелей, в 2...4 раза по массе и 1,5...2 раза по эквивалентной токсичности. Как видно из табл. 2, состав ОГ рассматриваемых типов ДВС существенно различается, прежде всего, по концентрации продуктов неполного сгорания — оксида углерода, углеводородов, оксидов азота и сажи. Различие в составе ОГ бензиновых и дизельных ДВС объясняется большим коэффициентом избытка воздуха и лучшим распылением топлива в дизелях.
Однако дизели характеризуются высокой дымностью ОГ. Значение дымности ОГ зависит от содержания в них различных веществ: паров воды, несгоревших частиц масла и топлива, твердых частиц. Белый дым соответствует холодному пуску и малым нагрузкам двигателя и содержит углеводороды и водяные пары. Черный дым наблюдается при больших нагрузках двигателя и содержит твердые частицы - сажу. Наличие сажи обусловлено местным переобогащением смеси в различных зонах камеры. Это способствует образованию частиц сажи, которые в основном сгорают в цилиндре дизеля, однако около 1 % этих частиц выбрасывается в атмосферу.
Стандарты и правила устанавливают предельно допустимые нормы выброса СО, СН и NOX. Для дизелей установлены нормы на допустимую дымность ОГ. Сейчас от нормирования дымности ОГ многие страны перешли к нормированию содержания в них частиц.
Нормы на предельные допустимые концентрации токсичных выбросов ОГ устанавливаются исходя из условий обеспечения санитарных норм на ПДК токсичных веществ. Нормирование токсичности ОГ- главный стимул к созданию силовых установок с требуемыми экологическими показателями.
Сформировалась тенденция приближения европейских стандартов к стандартам США, российские стандарты во многом идентичны Правилам № 83.03 ЕЭК ООН.
В таблице 3 приведены европейские нормы на выбросы токсичных веществ и дымности ОГ по Правилам ЕЭК ООН № 49 и ESC/ELR и требования ОСТ 37.001.234-81для дизелей, в таблице 4 - требования ГОСТ Р 52033—2003.
Таблица 3. Нормативы выбросов загрязняющих веществ дизельными двигателями
Стандарт, программа
|
| Уровень выбросов, г/кВт • ч |
| ||
СО | СnHm | NOX | Твердые частицы | ||
Правило ЕЭК ООН № 49 | |||||
С 01.07.92 (серийный) | 4,9 | 1,23 | 9,0 | 0,4 | |
С 01.10.93 (новый тип) | 4,5 | 1,1 | 8,0 | 0,36 | |
EURO-2(cl995/96r.) | 4,0 | 1,1 | 7,0 | 0,15 | |
ESC/ELR | |||||
EURO-3 (с 2000 г.) | 2,5 | 0,7 | 5,0 | 0,1 | |
EURO-4 (с 2005 г.) | 1,0 | 0,5 | 3,0 | 0,08 | |
EURO-5 (с 2010 г.) | 1,0 | 0,3 | 1,5 | 0,05 | |
ОСТ 37.001.234-81 | 9,5 | 3,4 | 18,35 | 0,8 | |
|
|
|
|
|
Таблица 4. Нормативные значения токсичности отработавших газов бензиновых и газовых двигателей по ГОСТ Р 52033—2003
Комплектация автомобиля | Частота вращения коленчатого вала | СО, объемная доля, % | СnНm объемная доля, млн-1 |
Автомобили категорий Ml, M2, МЗ, N1, N2, N3, произведенные до 01.10.1986 г. | n min | 4,5 | — |
Автомобили категорий Ml и N1, не оснащенные системами нейтрализации ОГ | nmin nпов | 3,5 2,0 | 1200 600 |
Автомобили категорий М2, МЗ, N2, N3, не оснащенные системами нейтрализации ОГ | nmin nпов | 3,5 2,0 | 2500 1000 |
Автомобили категорий Ml и N1, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации ОГ | nmin nпов | 1,0 0,6 | 400 200 |
Автомобили категорий М2, МЗ, N2, N3, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации ОГ | nmin nпов | 1,0 0,6 | 600 300 |
- Методические указания
- Введение
- Требования охраны труда при проведении лабораторных работ Общие требования
- Требования охраны труда при проведении технологических операций по техническому обслуживанию машин
- Требования безопасности при эксплуатации диагностических стендов
- Основные теоретические положения по организации технического обслуживания и ремонта наземных транспортно-технологических машин
- Лабораторная работа № 1. Техническое обслуживание силовых установок наземных транспортно-технологических машин
- Меры охраны труда при выполнении работы
- Порядок проведения работы:
- 1Изучение состава работ по то силовых установок Ежедневное техническое обслуживание (ео)
- Периодические технические обслуживания (то-1, то-2, со) Техническое обслуживание № 1
- Техническое обслуживание № 2
- 2. Натяжение приводных ремней
- Измерение компрессии в цилиндрах двс
- Определение концентрации вредных веществ в отработавших газах
- Отработавшие газы и их компоненты, загрязняющие окружающую среду
- 3.2 Приборы для контроля содержания токсичных веществ в отработавших газах
- 3.3 Измерение токсичности ог бензиновых двигателей прибором «инфракар м» Подготовка прибора к работе
- Порядок выполнения работы
- Порядок проведения измерения экологических показателей бензинового двигателя
- 3.4 Определение дымности отработавших газов прибором «инфракар д»
- Лабораторная работа № 2. Техническое обслуживание систем управления наземных транспортно-технологических машин
- Меры безопасности при выполнении работы
- Порядок проведения работы:
- 1.2. Техническое обслуживание рулевого управления
- 2. Проверка технического и состояния тормозных систем автомобилей ваз-2107 и газ – 2752 «Баргузин»
- 2.4. Порядок измерения параметров тормозных систем
- Отчет о работе по учебному вопросу
- Проверка технического состояния рулевого управления
- 3.1 Нормативные требования к рулевому управлению нттм
- 3.2. Устройство и принцип работы прибора для измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств исл-м
- Порядок измерения суммарного люфта рулевого управления транспортных средств с помощью прибора исл-м
- Отчет о работе по учебному вопросу
- Контрольные вопросы и задания
- Лабораторная работа № 3 . Техническое обслуживание ходового оборудования наземных транспортно-технологических машин
- Мерам безопасности при выполнении работы
- Порядок проведения работы
- Проверка технического состояния колес и шин. Статическая и динамическая балансировка колес
- Проверка технического состояния колес и шин
- Демонтаж и монтаж колес на станке Techno 082
- 2.3.1 Демонтаж колес с бескамерными шинами
- 2.3.2 Монтаж колес с бескамерными шинами
- Проверка состояния подвески
- 3.2 Контроль состояния подвески
- 3.3. Электрогидравлический стенд ast 2.0
- Отчет о выполненной работе
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа № 4. Техническое обслуживание приборов электрооборудования наземных транспортно-технологических машин
- Меры безопасности при проведении работы
- Порядок проведения работы:
- Нормативные требования к освещению
- Порядок проверки технического состояния световых приборов с помощью прибора lite 1.2
- Отчет о выполненной работе
- Контрольные вопросы
- Лабораторная работа №1 Диагностирование электрических систем наземных транспортно-технологических машин.
- 1. Общие положения
- 2. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3. Описание работы
- 3.1 Определение напряжения на отдельных участках электрической цепи.
- 3.2 Подбор предохранителя для конкретной электрической цепи.
- 3.3 Проверка целостности цепи
- 4. Меры безопасности при выполнении работы
- Лабораторная работа №2 Диагностирование мультиплексных сетей передачи сигналов в электронных системах управления агрегатами транспортно-технологических машин.
- 1. Общие положения
- 2. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3. Описание работы
- 3.1. Неисправность в сети шины can ls Comforf
- 3.2. Неисправность в сети шины can hs
- 4. Меры безопасности при выполнении работы
- Лабораторная работа №3 Диагностирование электронных систем управления работой бензинового двигателя на педагогическом стенде.
- 1. Общие положения
- 2. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3. Описание работы
- 3.1. Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
- 3.2. Неисправность датчика потенциометра педали акселератора
- 4. Меры безопасности при выполнении работы
- Лабораторная работа №4
- 3. Описание работы
- 3.1. Неисправность датчика давления воздуха во впускном патрубке
- 3.2. Неисправность управляющего сигнала открытия форсунки
- 4. Меры безопасности при выполнении работы
- 1. Общие положения
- 2. Описание и функциональные возможности стенда мт – н9000
- 2.1. Педагогический стенд мт – н9000, позволяющий имитировать неисправности в работе дизельного двигателя, влючает:
- 2.2. На стенде мт-н9000 контролируются следующие основные датчики и параметры дизельного двигателя:
- 2.3. На стенде мт-н9000 обеспечивается активация следующих основных характеристик и исполнительных устройств дизельного двигателя
- 2.4. На стенде мт-н9000 могут регистрироваться следующие коды
- 3. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3.1. Общее содержание выполнения лабораторной работы
- 3.2. Диагностирование датчика высокого давления(двд) топливной рампы(трр)
- 3.2.1. Назначение, конструктивные особенности и место установки двд
- 3.2.2. Последовательность проведения диагностирования двд трр
- 3.3. Диагностирование неисправности топливной форсунки(инжектора)
- 3.3.1. Назначение, конструктивные особенности и место установки топливных форсунок дизельного двигателя.
- 3.3.2. Последовательность проведения диагностирования форсунок на стенде мт-н9000
- 4. Контрольные вопросы к лабораторной работе
- 5. Меры безопасности при выполнении работы
- Лабораторная работа №6 «Диагностирование систем электронного управления работой дизельного двигателя на базовом автономном стенде mt-moteur-d-Bosch dv4td
- 1. Общие положения
- 2. Описание и функциональные возможности дизельного двигателя на базовом автономном стенде mt-moteur-d-Bosch dv4td
- 2.1. Базовый автономный стенд mt-moteur-d-Bosch dv4td, позволяющий создавать и устранять неисправности в работе дизельного двигателя(рис. 1).
- 2.2. На стенде dv4td контролируются следующие основные датчики и параметры дизельного двигателя:
- 2.3. На стенде dv4td обеспечивается активация следующих основных характеристик и исполнительных устройств дизельного двигателя
- 2.4. На стенде dv4td могут регистрироваться следующие коды
- 3. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3.1. Общее содержание и порядок выполнения лабораторной работы
- 3.2. Диагностирование датчика температуры топлива(1221)
- 3.2.1. Назначение, конструктивные особенности и место установки
- 3.2.2. Последовательность проведения диагностирования датчика температуры топлива
- 3.3. Диагностирование неисправности датчика педали экселератора(1261)
- 3.3.1. Назначение, конструктивные особенности и место установки датчика
- 4. Контрольные вопросы к лабораторной работе
- 5. Меры безопасности при выполнении работы
- Лабораторная работа № 7 Диагностирование систем кондиционирования.
- 1. Общие положения
- 2. Методические указания к выполнению лабораторной работы
- 3. Описание работы
- 3.1. Изучение климатической системы автомобиля.
- 3.2 Алгоритм работы системы кондиционирования воздуха.
- 3.3 Работа с заправочной станцией
- 4. Меры безопасности при выполнении работы