Вопрос 16. Выбор грузоподъемности автопоезда.
При использовании автопоездов предпочтение обычно отдается тягачам с полуприцепом, вследствие их большей маневренности и более высоких скоростных свойств. При переменных дорожных условиях и, изменяющемся по величине грузообороте, выгоднее использовать автомобиль с прицепом
Рациональная грузоподъемность автопоезда может быть найдена с учетом наиболее вероятных условий: сохранение определенного скоростного режима и ли получения максимальной производительности.
При выборе по скоростному режиму используются несколько методов:
По устойчивому движению с достаточной скоростью и работе двигателя в зоне максимального крутящего момента. Последовательность следующая:
- определяют n в зоне М емах (на 10…20% больше) и соответствующую скорость этим оборотам скорость Vа;
- по величине nопределяют Р и по Vа определяют Р;
- задаваясь величиной D, обычно (D = 0,02…0,025) определяют общий вес автопоезда по формуле: G= (Р - Р)/ D. ;
- по величине Gопределяют тип и количество прицепов или полуприцепов. Данный метод называют методом Лейдермана.
По способности преодолевать участки с наибольшим дорожным сопротивлением со скоростью транспортного потока:
- определяется удельная мощность двигателя Nавтопоезда на участке с максимальным дорожным сопротивлением в зависимости от параметров двигателя, скорости движения и дорожного сопротивления.
N – удельная мощность, т. е. количество киловатт мощности двигателя на 1 т веса автопоезда. При расчетах: N =сyмахV,
где: с – к-т, учитывающий параметры двигателя;
yмах – максимальное дорожное сопротивление;
V - скорость, на участке максимального дорожного сопротивления.
Полный вес автопоезда определяют как: G= Nемах/N.
Этот метод носит имя Я.Х. Закина. Оба первых метода приемлемы, но не дают точного результата.
По зависимости между скоростью, весом автопоезда и дорожным сопротивлением:
используя эмпирическое уравнение внешней, скоростной характеристики и выражение производительности автопоезда, находят максимальное значение V методами математического анализа.
При выборе грузоподъемности автопоезда максимальной производительности используют следующие подходы:
Для стабильного дорожного сопротивления.
С увеличением грузоподъемности растет производительность, но снижается скорость, поэтому наступает момент, когда производительность достигает максимума. Связь между скоростью и весом автопоезда находят в следующей последовательности:
берут уравнение внешней, скоростной характеристики:
N= N, (35)
- находят крутящий момент М= 1000, тяговую силу на колесах
Р= и динамический фактор D = (Рk - PB)/Ga , где: РВ = kВ ·F ·Va2.
- выражают D через Vи, решая совместно, получают:
D = А + АВ V - АВ V - С V, (36)
где: ;.
отсюда находят общий вес автопоезда:
,(37)
Найденный по данной формуле вес автопоезда дает возможность
выдержать заданный скоростной режим.
В случае, если скоростной режим не регламентирован, а заданное дорожное сопротивление достаточно стабильно, вес автопоезда может быть определен следующим образом:
,(38)
А число прицепов в этом случае находят из условия:
, (39)
Для маршрутов с нестабильным дорожным сопротивлением.
В этом случае необходимо определять оптимальный вес автопоезда,
обеспечивающий максимальную суммарную производительность на всех участках маршрута с различным дорожным сопротивлением. При этом скорость движения на каждом участке тоже может быть различна. Такие расчеты используются, как правило, для перевозок на значительные расстояния.
Используя изложенную выше методику, определяют вес автопоезда,
при котором достигается максимально возможная производительность на всем пути следования.
При использовании автопоездов существенно снижается и себестоимость перевозок. Так расход топлива снижается на 30…40% на каждый тонно-километр. Большое значение, особенно на магистральных перевозках, имеет улучшение аэродинамики автопоездов. Применение различных спойлеров и обтекателей позволяет снизить аэродинамическое сопротивление на 20…25% и уменьшить соответственно расход топлива на 10…15%. Наиболее экономически целесообразные скорости движения автопоезда не превышают 80 км/час.
- Организация
- Вопрос 2. Общие сведения об автомобильном транспорте.
- Вопрос 3. Классификация и система обозначения атс.
- Тема 2. Транспортный процесс. Производительность перевозок.
- Вопрос 4. Показатели работы автотранспорта.
- Вопрос 5. Транспортный процесс и его элементы.
- Вопрос 6. Производительность грузового автомобиля.
- Вопрос 7. Производительность автомобильного парка.
- Тема 3. Перевозные свойства подвижного состава.
- Вопрос 8. Условия эксплуатации и перевозные свойства.
- Вопрос 9. Исследование веса и габаритных размеров.
- Вопрос 10. Удобство использование автомобилей.
- Вопрос 11. Техническая скорость.
- Вопрос 12. Безопасность движения атс.
- Вопрос13. Эффективность использования автомобилей.
- Тема 4. Выбор грузового подвижного состава для выполнения перевозок.
- Вопрос 14. Выбор подвижного состава для выполнения заданного объема перевозок.
- Вопрос 15. Эффективное применение автопоездов.
- Вопрос 16. Выбор грузоподъемности автопоезда.
- Вопрос 17. Эффективное применение автомобилей-самопогрузчиков и самосвалов.
- Тема 5. Организация движения при перевозках грузов.
- Вопрос 18. Маршруты движения и показатели работы на маршрутах.
- Вопрос 19. Координация работы автомобилей и погрузо-разгрузочных пунктов.
- Вопрос 20. Организация работы автомобилей и автопоездов.
- Вопрос 21.Организация движения при магистральных перевозках.
- Тема 6. Грузы, грузооборот, грузопотоки.
- Вопрос 22. Грузы, классификация.
- Вопрос 22.Тара и её маркировка.
- Вопрос 23. Объём перевозок, грузооборот, грузопотоки.
- Вопрос 24. Методы анализа рынка транспортных потребностей. Для изучения грузопотоков применяются следующие методы:
- Тема 7 . Требования безопасности при погрузо-разгрузочных работ
- Вопрос 25. Общие правила организации погрузо-разгрузочных работ.
- Вопрос 26. Погрузка, перевозка и выгрузка грузов.
- Вопрос 27. Подъемно-транспортные работы
- Тема 8. Организация перевозок грузов.
- Вопрос 28. Выбор способов обслуживания перевозочного процесса.
- Вопрос 29. Взаимоотношения с клиентурой, юридическое обеспечение перевозочного процесса.
- Вопрос 30. Виды тарифов на перевозку грузов.
- Вопрос 31. Экономико-математические методы в планировании перевозок.
- Тема 9. Технология перевозки грузов.
- Вопрос 32. Контейнерные перевозки.
- Вопрос 33. Пакетные перевозки грузов.
- Вопрос 34. Перевозка грузов в фургонах и цистернах.
- Вопрос 35. Торговые и промышленные грузы.
- Вопрос 36. Перевозка сельскохозяйственных грузов.
- Вопрос 37. Перевозка строительных грузов
- Вопрос 38. Перевозка тяжеловесных, крупногабаритных и
- Тема10. Рациональные сферы применения автомобильного транспорта. Взаимодействие с другими видами транспорта.
- Вопрос 39. Рациональные сферы применения автомобильного транспорта.
- Вопрос 40. Условия взаимодействия различных видов транспорта.
- Вопрос 41. Безперегрузочное смешанное сообщение.
- Вопрос 42. Перспективы развития автомобильного транспорта. Новые виды транспорта.
- Тема11. Пассажирские перевозки.
- Вопрос 43. Городская транспортная система.
- Вопрос 44. Транспортная подвижность населения.
- Вопрос 45. Основные элементы работы автобусов.
- Вопрос 46. Маршруты. Виды автобусного сообщения.
- Вопрос 47. Организация движения автобусов.
- Вопрос 48. Таксомоторные перевозки.
- Тема 12. Организация работы службы перевозок автотранспортного предприятия.
- Вопрос 49. Эксплуатационные службы автотранспортных предприятий и диспетчерское руководство перевозками.
- Вопрос 50. Транспортно-экспедиционные операции.
- Тема 13 . Безопасность дорожного движения. Участники дорожного движения.
- Вопрос 51. Проблема обеспечения безопасности дорожного
- Вопрос 52. Основные термины и определения.
- Вопрос 53. Система «автомобиль-водитель-дорога».
- Вопрос 54. Системы обеспечения бдд.
- Вопрос 55. Психофизиологические основы деятельности водителя.
- Вопрос 56. Организация труда и отдыха водителя.
- Вопрос 57. Профессиональное мастерство водителя и его оценка.
- Тема 14 Нормативно-правовая база организации и безопасность дорожного движения
- Вопрос 58. Основные проблемы и пути совершенствования нормативно-правовой базы.
- Вопрос 59. Лицензирование на автомобильном транспорте.
- Тема 15 Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий.
- Вопрос 60. Понятие о дтп, их классификация и учет.
- Вопрос 61. Учет дтп. Карточка учета дтп.
- Вопрос 62. Учет дтп в транспортных и дорожных организациях.
- Вопрос 63. Анализ статистических данных о дтп. Показатели аварийности.
- Вопрос 64. Проведение служебного расследования дтп.
- Вопрос 65. Экспертиза дтп. Роль инженерных расчетов в исследовании дтп.
- Тема 16. Безопасность транспортных средств.
- Вопрос 66. Конструктивная безопасность транспортных средств.
- Тема 17. Дорожные условия и безопасность движения.
- Вопрос 67. Дорожные факторы.
- Вопрос 68. Проведение обследований маршрутов автомобильных перевозок.
- Вопрос 69. Выявление опасных участков на маршрутах движения.
- Вопрос 70. Методы выявления опасных участков
- Тема 18. Организация работы по бд на атп.
- Вопрос 71. Повышение квалификации водителей.
- Вопрос 72. Особенности обеспечения бд при перевозках пассажиров.
- Тема 19. Методы обеспечения бд. Разметка, сигнализация, освещения, оповещение.
- Вопрос 72. Организация дорожного движения.
- Вопрос 74. Основные характеристики дд.
- Вопрос 75. Пропускная способность улично-дорожной сети.
- Вопрос 76. Методические принципы организации дд.
- Вопрос 77. Разделение движения в пространстве.
- Вопрос 78. Разделение движения по времени.
- Вопрос 79. Формирование однородных транспортных потоков.
- Вопрос 80. Оптимизация скорости движения на улицах и дорогах.
- Вопрос 81. Решение проблем организации движения пешеходов.
- Вопрос 82. Решение проблем временных стоянок.