logo search
Проект Предложения ФПлС по КУЛП ПАСО-ХХ

Контрольные и тренировочные полеты на парение в районе аэродрома с посадкой на площадку вне аэродрома

Указания по выполнению

Первая задача при выполнении упр.29 состоит в обучении подбору пригодных площадок, посадке на одну из них и взлёту в составе аэропоезда. Вторая задача - обучение парящему полету. При отсутствии парящих условий в одном или двух полетах допускается выполнение только первой задачи, при этом продолжительность полётов может быть меньше указанной в Перечне упражнений по видам лётной подготовки, при условии выполнения требования по минимальному контрольному парящему налету в упражнении.

На планере должны быть размещены и надежно закреплены: регистратор полётов, буксировочный трос или фал длиной 5 м для буксировки наземными средствами.

Перед полетом инструктор должен объяснить обучаемому особенности метеорологической обстановки данного летного дня: направление и скорость ветра, видимость, количество и характер облаков, высоту нижней кромки облачности, характерные особенности площадок в данный период года и в данный лётный день.

Первоначальное обучение парящим полетам лучше производить в дни с небольшим ветром (до 5-7 м/с) при наличии восходящих потоков. Для полетов подбирается сектор с местностью, богатой характерными ориентирами и площадками, пригодными для посадки.

Перед вылетом обучаемый должен уточнить и отметить на карте направление ветра у земли.

При полете на буксире за самолетом (на мотопланере) инструктор обращает внимание обучаемого на зоны действия восходящих потоков, их ширину и скороподъемность аэропоезда по показанию вариометра. На высоте 700-1000 м обучаемый по команде летчика-буксировщика производит отцепку (выключение двигателя на мотопланере).

Инструктор вводит планер в восходящий поток, пересекает его, чтобы показать структуру потока, производит набор высоты, рассказывает и демонстрирует методы центрирования потока путем «вытягивания» спирали в направлении предполагаемого центра потока.

Передав управление обучаемому, инструктор следит за правильным распределением его внимания, напоминая в случае необходимости, что основное внимание он должен уделять осмотрительности.

В процессе набора высоты инструктор показывает обучаемому технику подбора величины крена, скорости, работу с закрылками в зависимости от скорости восходящего потока и летных характеристик планера.

По мере освоения парения под одним облаком инструктор демонстрирует выполнение переходов от одного облака к другому, объясняет, как по тени облаков на земле сопоставить расстояние между ними, как определить удаление от аэродрома, какая нужна скорость для перехода, как она зависит от средней скороподъемности потока, как достичь максимального выигрыша высоты в свободном полете.

Инструктор должен объяснить и показать обучаемому, как определить вновь образующееся облако, под которым могут встретиться наиболее сильные восходящие потоки. По возможности следует обращать внимание обучаемого на характерные внешние признаки потока.

В процессе полета инструктор показывает обучаемому подходящие для посадки площадки. Затем по указанию инструктора обучаемый подбирает площадку в рассказывает, как он будет выполнять посадку.

Если обучаемый показывает не пригодную для посадки площадку, инструктор объясняет его ошибку и показывает ему площадку, пригодную для посадки.

Во всех случаях при снижении планера до высоты 600 м обучаемый должен иметь подобранную площадку и быть готовым выполнить на нее посадку.

При достижении цели полета инструктор предлагает обучаемому подобрать площадку, объяснить, как он будет выполнять заход на нее, где намечена точка приземления; связаться с руководителем посадки и доложить о выбранной площадке. Инструктор в случае необходимости поправляет обучаемого.

При заходе на посадку инструктор должен показать и рассказать:

как надо осматривать площадку;

как определять превышение (принижение) площадки относительно аэродрома и как его учитывать при расчете на посадку;

как определять направление и скорость ветра;

как строить маршрут захода и расчет на посадку (как и где наметить место приземления планера).

После посадки инструктор объясняет и показывает порядок осмотра площадки, подбора места посадки самолета, организацию взлета с площадки и охрану планера и снаряжения.

В первом контрольном полёте инструктор показывает обучаемому технику выполнения всех элементов полета, связанных с посадкой на площадку.

Во втором контрольном полёте обучаемый повторяет освоенное в первом полёте. Инструктор вносит необходимые коррективы и замечания.

Третий контрольный полёт является зачётным на проверку техники пилотирования для получения первоначального допуска обучаемым к парящим полетам с посадкой на площадку, подобранную с воздуха, прием самолёта-буксировщика и взлёт в составе аэропоезда. Полёт обучаемый выполняет самостоятельно. Проверяющий фиксирует все отклонения в технике выполнения элементов полёта, задаёт контрольные вопросы о пригодности указанных им площадок к посадке и взлёту. По результатам выполненной проверки проверяющий даёт указание на устранение незначительных отклонений. При оценке за элементы полёта по выбору площадки, посадки на неё, приёму самолёта и взлёта с площадки в составе аэропоезда ниже «хорошо» проверяющий назначает проверяемому дополнительные полёты.

Тренировочный полет выполняется аналогично контрольным полетам для закрепления навыков, полученных обучаемым в контрольных полётах.

После каждого полета инструктор совместно с обучаемым анализирует запись регистратора полётов, определяет по ней наименьшую высоту выпаривания, максимальную высоту полета, скороподъемность в потоке, примерную скорость переходов, продолжительность полета.

Упражнение считается выполненным, если обучаемый грамотно выполняет все действия при посадке вне аэродрома.

Упражнение 30