logo
мои госы

66. Современная модель управления информационными потоками предприятия

Управление информационными потоками можно подразделить на внешнее и внутреннее.

Предприятие в

метасистеме

является самостоятельным субъектом деятельности, имеющим большую свободу действий, поэтому управление им со стороны внешних систем ограничено некоторым множеством ситуаций, при попадании в которые оно подлежит управляющему воздействию.

Под ситуацией, обычно, понимается единовременное описание состояния предприятия в форме множества его параметров.

Сущность внешнего управления состоит в том, чтобы предприятие либо оказалось в некоторой заданной ситуации, либо осуществило регламентированное поведение при добровольном достижении им определенной ситуации.

На наш взгляд, внешнее управление состоит в передаче предприятию информационных продуктов и контроле за изменением его поведения. Однако специфика ситуационного управления состоит в том, что управляющие системы направляют информационные потоки не непосредственно предприятию, а в информационное поле. Предприятие обязано самостоятельно найти и приобрести все необходимые информационные потоки, регламентирующие его поведение в тех ситуациях, в которых оно может оказаться. Отсутствие необходимых информационных потоков или их неправильное истолкование не принимается во внимание.

Повседневная деятельность менеджера включает в себя: постановку целей, прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и стимулирование, контроль и регулирование, оценку исполнения, интерпретацию результатов.

Каждый шаг его деятельности сопровождается принятием управленческого решения.

Для принятия эффективного управленческого решения менеджер должен целенаправленно собрать всю информацию о состоянии и условиях функционирования его предприятия в рамках требований управляющих систем

метасистемы

. Иными словами, менеджер должен выбрать и приобрести все информационные потоки, относящиеся к его деятельности.

Однако информационные накопители создаются и размещаются, не сообразуясь с желаниями и потребностями менеджера. В рыночных условиях накопители продают имеющиеся у них информационные потоки предприятию, однако, первичный сбор ими информационных продуктов и изделий осуществляется в общем случае хаотично. Иными словами, они не могут дать менеджеру полного информационного обеспечения его управленческих решений.

Конкуренты предприятия находятся с ним в одном информационном поле, поэтому, чем более умело организована на предприятии эффективная система поиска и приобретения информационных потоков, тем выше его конкурентоспособность.

Внешняя система направляет свои информационные потоки для того, чтобы предприятие адекватно изменило свое поведение, однако это возможно лишь в том случае, если менеджер предварительно был обучен правильному восприятию соответствующего информационного продукта.

Исследователи в области теории информации обращают внимание на то, что для понимания и последующего использования конкретной порции информации получатель должен обладать определенным запасом знаний. Совокупность знаний, позволяющих распознать некоторое множество информационных продуктов называется информационным потенциалом

67. СПОСОБЫ ОТРАЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ БАЛАНСЕ.

Каждая хозяйственная операция представляет собой движение (изменение) средств предприятия и вызывает изменения в двух взаимосвязанных объектах учета, следовательно, в двух статьях баланса.

Для получения информации о движении каждого объекта учета открываются счета бухгалтерского учета, которые регистрируют каждое движение учитываемого объекта. Возникает необходимость записывать одну операцию дважды, на двух взаимосвязанных счетах. Операция на счетах отражается способом двойной записи.

Двойная запись – это одновременное и взаимосвязанное отражение хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковых суммах. Все операции должны быть подтверждены документами. Записи операций составляются на основе документов.

Бухгалтерской записью – проводкой – называют запись операции, т.е. указание дебетуемого и кредитуемого счетов, в которые записывается сумма операции.

Корреспонденция счетов – связь, возникшая между счетами в результате двойной записи на них. Корреспондирующими счетами называют счета, применяемые для отражения операций способом двойной записи.

Порядок отражения операций способом двойной записи:

- операция первого типа отражается по дебету и кредиту активного счета;

- операция второго типа отражается по дебету и кредиту пассивного счета;

- операция третьего типа отражается по дебету активного счета и кредиту пассивного счета;

- операция четвертого типа отражается по дебету пассивного счета и кредиту активного счета.

Ее использование обеспечивает возможность самоконтроля, так как позволяет сбалансировать итоги записей на отчетах. Используя двойную запись, один счет дебетируется, другой счет кредитуется на одну и ту же сумму. Если правильно сделана разноска операций по счетам, то сумма оборотов по дебету всех счетов и сумма оборотов по кредиту всех счетов будут равны. Если ошибочно изменена сумма по корреспондирующему счету или запись произведена на одной и той же стороне корреспондирующий счетов (неверно перенесено сальдо), то выявленное неравенство дебетовых и кредитовых оборотов по счетам означает ошибку в сумме или в характере записанной операции.

Вместе с тем двойная запись имеет познавательное значение, так как показывает, откуда поступили средства и куда направляются. Запись на счетах производят на основании документов, поэтому все бухгалтерские документы подвергаются бухгалтерской обработке, одним из этапов которой является запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отражаемой в документе. Определение и запись на документах корреспондирующих счетов – контировка. Контировка сопровождается подписью бухгалтера, сделавшего ее.

Применение двойной записи обеспечивает постоянный самоконтроль за правильностью разнесенной по счетам суммы и за правомерностью (экономическим содержанием) произведенной операции.

Отражение хозяйственной операции на счете называется проводкой. Составить бухгалтерскую проводку – значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции.

Различают проводки: простые – в которых корреспондируются только два счета; сложные – в которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.

68. . СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ОТНОСИТЕЛЬНАЯ) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Различают экономическую эффективность абсолютную и сравнительную.

Абсолютная – ее сравнивают с расчетами, произведенными в другие моменты времени. Это динамический показатель.

Сравнительная – применяется при сравнении двух или нескольких вариантов решения задач для выбора оптимального. Все сравниваемые варианты должны быть приведены в сопоставимый вид по всем пунктам.

Сравнительная эффективность – это статистический показатель. Характеризует целесообразность реализации одного варианта капитальных вложений по сравнению с другими. Применяется при технических, организационных или социальных задач, связанных со строительством и реконструкцией АТП, приобретением новой техники, требующих капитальных вложений.

Используют два показателя:

1. Срок окупаемости капитальных вложений путем деления общей суммы затрат на проведение мероприятий по внедрению новой техники на годовую экономию полученную от внедрения мероприятий:

Токр = (К2 – К1) / (С1 – С2) (годы).

2. Коэффициент экономической эффективности

Ер = (С1 –С2) / (К2 – К1)

Е = 1/Т

где К – капитальные вложения по вариантам,

С – себестоимость по вариантам.

При сравнении вариантов предпочтение тому, срок окупаемости которого будет наименьшим, а коэффициент сравненной эффективности наибольший. Затраты на внедрение новой техники считаются эффективными, если соблюдаются следующие условия Токр < Токн, норматив = 6-7 лет.

Коэффициент экономической эффективности Ер > Ен = 0,15.

Годовой экономический эффект от внедрения мероприятий:

Э = (С1 + Ен *К1) – (С2 + Ен * К2),

Определяется по разнице затрат сравниваемых вариантов.

Экономическая эффективность оценивается по ряду стоимостных и натуральных показателей, основными из которых являются:

- капитальные вложения в новую технику и сроки окупаемости;

- производительность труда рабочих до и после внедрения мероприятий или снижение трудоемкости выпускаемой продукции;

- экономия от повышения сохранности перевозимых грузов;

- себестоимость перевозок или продукции;

- ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Повышать эффективность производства – значит наиболее рационально использовать все материальные, трудовые и финансовые ресурсы для увеличения выпуска дешевой и высококачественной продукции, постоянно соизмерять затраты с полученными результатами и добиться максимальной отдачи на каждый вложенный в производство рубль. Добиться роста эффективности можно за счет повышения производительности труда, внедрения новой техники, совершенствования организации производства, труда и управления, повышение квалификации работников.

69. СТРУКТУРА БАЛАНСА АТП.

Бухгалтерский баланс применяется для обобщения показателей о состоянии, размещении, использования средств предприятия и об источниках их образования в стоимостном измерителе на определенную дату.

Структура баланса представляет собой двустороннюю таблицу. Особенность баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе показаны средства по составу и размещению в определенной денежной оценке, а в пассиве отражающая те же средства по источникам их образования и целевому назначению.

В активе выделяются разделы: основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное производство и прочие внеоборотные активы; запасы и затраты; денежные средства и прочие активы.

В пассиве: источники средств предприятия (заемные, собственные); долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства, капитал и резервы.

Возникшие в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции на нарушают равенства итогов А и П баланса, в то время как суммы статей, а также валюта баланса (общий итог баланса) могут меняться. Это происходит вследствие того, что всякая операция отражается на двух счетах учета записью, т.е. затрагивает 2 статьи баланса, которые могут находиться как одновременно в А и П, так и обе в А или обе в П. Благодаря тому, что в А и П предусмотрены графы на начало года и на конец отчетного периода можно определять изменения по отдельным статьям средств и их источников за отчетный период. Сигнализируя о нарушениях нормального хода производственно-финансовой деятельности, баланс позволяет изыскать возможности устранения этих неполадок, определить возможные внутренние резервы улучшения финансового состояния предприятия.